Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность данного исследования связана с ростом приемов привлечения внимания читательской аудитории к продукции СМИ. Этот процесс также связан с активизацией электронных средств коммуникации. Исследование затрагивает вопросы изучения языковой личности, политической лингвистики, включающей медиадискурс и политический дискурс. Целью работы является изучение приемов формирования аттрактивного и эффективного заголовка статьи политического характера в сети Интернет. Материалом исследования стали заголовки политических интернет-статей, размещенных на новостных платформах города Новосибирска в периоды 2009–2016, 2020–2022 гг. Предметом исследования становятся языковые особенности, которые участвуют в формировании аттрактивности. Изучение аттрактивного компонента заголовков осуществляется путем методов лингвистического анализа. Заголовок рассматривается как коммуникативная единица, занимающая определенное положение в общении автора и реципиента, в связи с чем она выполняет множество функций, реализованных в статьях и заголовочных комплексах для достижения желаемого результата. Объем изученного материала позволяет утверждать, что заголовки политических статей включают экспрессивную составляющую как обязательный компонент медиадискурса, который может быть реализован и эксплицирован разными способами. Нами были выделены некоторые способы формирования читательской привлекательности и экспрессивности: информационная, диалогическая/ коммуникативная, оценочная направленность, а также наличие прецедентных текстов, стилистическая неоднородность, сокращения, изобразительно-выразительные средства и особенности синтаксиса. Дискурсивная направленность заголовка диктует возможность включения нескольких способов достижения читательской привлекательности одновременно в одном заголовке, что зависит от целей и тактик коммуникативного и манипулятивного характера новостного портала.
Ключевые слова: политический дискурс, изобразительно-выразительные средства, прецедентные тексты, Интернет, интернет-пространство, интернет-технологии, интернет-коммуникация, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурс, языковые средства, заголовки интернет-статей, аттрактивность, медиатексты, читательская аудитория, русский язык, тема политики
Abstract: The urgency of this study is related to the growing popularity of techniques for attracting attention of the readers in mass media products. This process is also connected with the activization of electronic mass media. The study touches upon the issues of linguistic personality and political linguistics, including media discourse and political discourse. The aim of this work is to analyze the techniques of formation of attractive and effective headlines of political articles on the Internet. The practical research material embraces the headlines of political Internet articles published on the news websites of Novosibirsk over the periods 2009-2016 and 2020-2022. The object of the study covers the linguistic means that participate in the formation of attractiveness. The attractive component of headlines is studied via the methods of linguistic analysis. The author interprets the headline as the most important communicative unit, which occupies a special position in the communication between the author and the recipient. In view of this, this unit carries out many functions, realized in the articles and headline complexes to achieve the desired result. The scope of the practical material studied allows the author to argue that the headlines of political articles include an expressive constituent as an essential component of media discourse that can be realized and explicated in different ways. The author has singled out some techniques for attracting attention and enhancing expressiveness: informative, dialogic / communicative and evaluative orientation, as well as the presence of precedent texts, stylistic heterogeneity, abbreviations, expressive representation means and specific syntax. The discursive orientation of the headline requires the possibility of using several techniques for achieving attractiveness for many readers in one headline, which depends on the aims and tactics of communicative and manipulative nature of the news website.
Key words: political discourse, expressive representation means, precedent texts, Internet, Internet space, Internet technologies, Internet communication, Internet discourse, Internet texts, Internet resource, language means, headlines of Internet articles, attractiveness, media texts, the readers, Russian language, political topic

Для цитирования:

Богачанова, Т. Д. Приемы привлечения внимания, выявленные в заголовках политических интернет-статей / Т. Д. Богачанова. — Текст : непосредственный // Political Linguistics. – 2024. – №5. – С. 42-51.

For citation

Bogachanova T. D. (2024). Techniques for Attracting Attention in the Headlines of Online Political Articles // Political Linguistics. – 2024. – №5. – P. 42-51.