Фигура политика на фоне перестроечной эпохи (политический портрет М. Горбачева в публицистике В. Кардина)
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена исследованию текстообразования политического портрета с опорой на концепцию «фона — фигуры» Л. Талми, которая описывает одну из важнейших особенностей человеческого восприятия, когда один из компонентов текста выдвигается на первый план (фигура), а другой содержит фоновую информацию. Суть выдвижения в портретных текстах заключается в том, что фигура политика подается автором-журналистом в контексте эпохи, который является наиболее общим репрезентантом фоновой информации. На подобном фоне фигура политика становится более яркой, высвечивается, актуализируются ее сильные и слабые стороны. Статья сделана на материале публикаций В. Кардина, написанных в начале 90-х годов ХХ века и объединенных образом Президента СССР М. Горбачева. Специфика текстообразования данного политического портрета заключается в том, что в нем используется прием двойного выдвижения. Это выдвижение в поверхностный план текста фигуры политика на информационном фоне, в основе которого лежит смысл «нравственность» (мораль, этика). Данный смысл реализован в виде репертуара ключевых слов (словосочетаний) с оппозитивными значениями «нравственность (мораль, этика) — безнравственность (аморальность)» и «наплевизм» как разновидность безнравственности, а также в виде суждений о нравственном релятивизме, нравственности и политике, нравственности и вине. В целом фоновая информация текстов статей В. Кардина организована так, чтобы сфокусировать внимание читателей на этических проблемах прошлого и современности. На этом фоне фигура М. Горбачева выдвигается в поверхностный план текста, создается его дискурсивный политический портрет, который имеет такие характеристики, как динамичность, экспрессивность, множественность оценочных характеристик, смена полюсов оценки (апологетизмы и ярлыки), репрезентация образа политика в связи с этикой, нравственностью, актуализация моментов этического релятивизма, сопоставление образа М. Горбачева с другими политическими деятелями прошлого и настоящего, общая аксиологическая направленность высказывания. Кроме актуализации ключевых смыслов, для создания эффекта «фона — фигуры» В. Кардиным используются контексты дискредитации, то есть выдвижение фигуры политика на фоне информации о других политиках или видных общественных деятелях. Образ политического деятеля создается на фоне авторских суждений об академике А. Сахарове и политиках прошлого и настоящего, а функция таких контекстов — «игра на понижение» по отношению к М. Горбачеву. В целом в публикациях В. Кардина начала 90-х гг. ХХ века М. Горбачев предстает перед читателем как политик, отступивший от демократических принципов и вернувшийся к номенклатурным правилам.
Ключевые слова: публицистика, публицистический дискурс, публицистические тексты, политическое портретирование, политический портрет, политические деятели, перестройка, эпоха перестройки, нравственность, негативная оценка, контексты дискредитации, журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатексты, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, журналисты
Abstract: The article explores the procedure of text formation of a political portrait based on the conception of “background-figure” by L. Talmi, which describes one of the most important features of human perception, when one of the components of the text is brought to the foreground (figure), and the other contains the background information (background). The essence of the focus in portrait texts is that the figure of a politician is presented by the author-journalist in the context of the era, which is the most common source of background information. Against such a background, the figure of a politician becomes more salient as if put in the spotlight; and its strengths and weaknesses are actualized. The article is based on the publications of V. Kardin, written in the early 90s of the twentieth century and united by the image of the President of the USSR Mikhail Gorbachev. The specificity of the text formation of this political portrait lies in the fact that it uses the double focus technique. This presupposes placing the figure of the politician to the surface of the text against the informational background, which is based on the meaning of “morality” (morality, ethics). This meaning is realized in the form of a repertoire of keywords (phrases), with opposed meanings “morality — immorality ” and "disregard" as a kind of immorality, as well as in the form of judgments about moral relativism, morality and politics, morality and guilt. In general, the background information of the texts of Kardin's articles is organized in such a way as to focus readers' attention on the ethical problems of the past and present. Against this background, the figure of Gorbachev is pushed into the surface plane of the text, the text creates his discursive political portrait, which has such characteristics as dynamism, expressivity, multiplicity of evaluative characteristics, changing poles of evaluation (expressions of apology and labels), representation of the image of the politician in connection with ethics, morality, actualization of moments of ethical relativism, comparison of the image of Gorbachev with other political figures of the past and present, and the general axiological orientation of the utterance. In addition to the actualization of the key meanings, Kardin uses discrediting contexts to create the “background-figure” effect, that is, the presentation of the politician's figure against the background of information about other politicians or prominent public figures. The image of the politician is created against the background of the author's judgments about academician A. Sakharov and the politicians of the past and present, and the function of such contexts is a “short game” in relation to Gorbachev. In general, in the publications of Kardin in the early 90s of the twentieth century, Gorbachev appears before the reader as a politician who had departed from democratic principles and returned to the nomenklatura rules.
Key words: journalism, journalistic discourse, journalistic texts, political portrait making, political portrait, politicians, perestroika, perestroika era, morality, negative evaluation, discreditation contexts, media linguistics, media discourse, media texts, mass media, mass media language, language means, Russian media, journalists
Для цитирования:
Руженцева, Н. Б. Фигура политика на фоне перестроечной эпохи (политический портрет М. Горбачева в публицистике В. Кардина) // Political Linguistics. – 2025. – №1. – С. 28-34.
For citation
Ruzhentseva N. B. (2025). The Figure of a Politician Against the Background of the Perestroika Era (The Political Portrait of Mikhail Gorbachev in V. Kardin’s Publications) // Political Linguistics. – 2025. – №1. – P. 28-34.