Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2022_05_04
Аннотация: Объектом рассмотрения в статье выступает одна из новых креативных практик организации пространства современного города, представленная серией игровых плакатов в Литературном квартале г. Екатеринбурга. Данный проект, обозначенный слоганом «Читай знаки», включает в себя совокупность поликодовых текстов, в составе которых соединяются прецеденты разных семиотических систем: видоизмененные или придуманные (несуществующие) дорожные знаки и цитатные фрагменты известных художественных произведений. Предметом анализа являются механизмы игровой перекодировки символики дорожного знака в свете соотношения с литературными аллюзиями. Цель исследования — выявление актуальных социокультурных аспектов современного прочтения классики в игровом поликодовом тексте. Методология изучения анализируемых феноменов базируется на концепции ассоциативного потенциала слова как достояния социума и индивидуума. Игровой поликодовый текст описывается как креативная структура, смоделированная с использованием конструктивных принципов ассоциативной провокации, ассоциативного наложения, ассоциативного отождествления и ассоциативной интеграции. Это дает возможность исследовать смысловую многоплановость игровых трансформ в плане их порождения и восприятия. Экспериментально верифицируется характер восприятия и глубина дешифровки вербального и невербального компонентов игрового текста представителями разных социальных страт городского населения. Считывание сложной архитектоники игрового поликодового текста, согласно полученным экспериментальным данным, варьирует в диапазоне от буквального прочтения идеи плаката (в русле прагматики правил дорожного движения) до осознания метафорического смысла литературного прецедента в современном социокультурном контексте. В интерпретациях анализируемых плакатов (при всем различии предлагаемых версий их осмысления респондентами) лейтмотивом является тема размышлений о непреходящих нравственных ценностях, а также о судьбах России в переломные моменты ее развития.
Ключевые слова: поликодовые тексты, игровой эргонимикон, психолингвистический эксперимент, восприятие текста, социокультурный контекст, городское пространство, город
Abstract: The scope of consideration in the article embraces one of the new creative practices of organizing the space of a modern city, represented by a series of game posters in the Literary Quarter of Ekaterinburg. This project, marked by the slogan “Read the Signs”, includes a set of polycode texts, which combine the precedents of different semiotic systems: modified or invented (non-existent) road signs and quotation fragments of famous works of fiction. The object of analysis is the mechanisms of game transcoding of the symbolism of a road sign in the light of the relationship with literary allusions. The aim of the study is to identify the actual sociocultural aspects of the modern reading of classics in the game polycode text. The methodology of investigating the phenomena under analysis is based on the concept of the associative potential of the word as a unit belonging both to society and the individual. The game polycode text is described as a creative structure modeled using the constructive principles of associative provocation, associative overlay, associative identification and associative integration. This makes it possible to explore the semantic diversity of game transformations in terms of their generation and perception. The nature of perception and the depth of decoding of the verbal and nonverbal components of the game text by representatives of different social strata of the urban population is experimentally verified. The perception of the complex architectonics of the game text, according to the experimental data obtained, varies in the range from the literal understanding of the poster idea (in line with the pragmatics of traffic rules) to the awareness of the metaphorical meaning of a literary precedent in the modern sociocultural context. The interpretations of the posters under analysis (with all the differences in the proposed versions of their interpretation by respondents), suggest the leitmotif of the theme of reflections on enduring moral values, as well as on the fate of Russia at crucial moments of its history.
Key words: polycode texts, language game ergonyms, psycho-linguistic experiment, text perception, sociocultural context, city space, city

Для цитирования:

Гридина, Т. А. Социокультурные аспекты восприятия игровых поликодовых текстов в пространстве современного города / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Political Linguistics. – 2022. – №5. – С. 49-59. DOI 10.26170/1999-2629_2022_05_04.

For citation

Gridina T. A., Konovalova N. I. (2022). Sociocultural Aspects of the Perception of Language Game Polycode Texts in the Space of a Modern City // Political Linguistics. – 2022. – №5. – P. 49-59. DOI 10.26170/1999-2629_2022_05_04.