Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-01-02
Аннотация: В статье изложены базовые положения этологического подхода к анализу содержания медиатекстов в массовой коммуникации. Цель статьи состоит в обосновании необходимости исследования этологических тактик и приемов, используемых в медиатекстах и способствующих реализации авторских интенций. В фокусе исследования находятся средства мультимодальности в англоязычных онлайн-медиатекстах и документах институционального дискурса, отражающие этологическую составляющую их содержания. Предлагаемая процедура анализа учитывает разные уровни локализации единиц, наделенных этологической нагрузкой, включающие вербальный, вербально-невербальный, категориальный и нарративно-модальный. В результате проведенного анализа получены данные, позволяющие сделать следующие выводы: (1) этологический подход к медиатексту позволяет выявить прагматические мотивы реализации культуры страха, определяющей острие внутренней институциональной политики государств, контролирующих СМИ; (2) использование разных каналов передачи идеологически ангажированной информации, участвующих в создании мультимодальности текста, обеспечивает условия для взаимодействия вербальных и невербальных эмоционально-психических и когнитивных раздражителей с целью поддержания атмосферы страха под влиянием потока негативной информации; (3) этологические тактики страха используют разные каналы создания фобий, связанных с образами врага, несущего опасность войн и угрозу неотвратимых катастроф и гибели, возбуждающих инстинкт выживания и сохранения человеческого рода; (4) этологические тактики речевого воздействия используются в англоязычных медиатекстах для обеспечения массовой поддержки внешней и внутренней политики правительства
Ключевые слова: медиатексты; этологический подход; мультимодальность; этологическое воздействие; вербальные, эмоциональные и когнитивные раздражители; политика нагнетания страха; культура страха; инстинкт выживания; управление массовым поведением; манипулирование общественным сознанием
Abstract: The article lays out basic assumptions of the ethological approach to content analysis of media texts in mass communication. It aims at substantiating an urgent need to reveal ethological tactics and techniques employed in media texts with a view to implementing the author’s intentions. The study focuses on means of creating multimodality in English online media texts and documents of institutional discourse which contain an ethological information component. The suggested research procedure takes into account various layers of units loaded with ethological charge, including verbal, verbal-nonverbal, categorial and narrative-modal levels. The data obtained as a result of the investigation allow drawing the following conclusions: (1) the ethological approach to media texts makes it possible to disclose pragmatic motives of realization of the culture of fear that determines the current focus of domestic institutional policy of the states controlling mass media on the general reader; (2) the use of various channels ensuring the multimodal character of media texts to transfer ideologically charged information creates the necessary conditions for interaction between verbal and nonverbal emotionalpsychological and cognitive irritants used to sustain an atmosphere of fear under the influence of negative information flow; (3) ethological tactics of fear mongering make use of various channels to create phobias associated with images of an enemy emanating the threat of war and inevitable future catastrophe and destruction and arousing the basic survival instinct and preservation of the human race; (4) ethological tactics of verbal impact are used to make people support the political, military and economic activity of the government and huge military expenditures
Key words: media texts; ethological approach; multimodality; ethological impact; verbal, emotional and cognitive irritants; policy of fear mongering; culture of fear; survival instinct; mass behavior control; manipulation of public consciousness

Для цитирования:

Чанышева, З. З. Этологические аспекты управления массовым поведением / З. З. Чанышева // Политическая лингвистика. – 2020. – №1. – С. 16-26. DOI 10.26170/pl20-01-02.

For citation

Chanysheva, Z. Z. Ethological Aspects of Mass Behavior Control / Z. Z. Chanysheva // Political Linguistics. – 2020. – №1. – P. 16-26. DOI 10.26170/pl20-01-02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.