Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-02-12
Аннотация: Статья посвящена описанию результатов исследования речевоздействующего потенциала архетипической метафоры, выполненного в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы на материале современного американского политического медиадискурса. В работе представлена идеализированная когнитивная модель (ИКМ) архетипической бинарной оппозиции LIGHT/DARK, состоящая из набора классификационных когнитивных признаков (ККП), а именно: эвалюативного (оценочного); экспликативного (концепт LIGHT) / импликативного (концепт DARK); прецедентно-референтного и интегративного. Установлено, что выявленные признаки определенным образом структурированы в рамках рассматриваемой ИКМ. Анализ архетипической метафоры (АМ), репрезентирующей вышеназванные концепты, позволяет интерпретировать данное языковое явление в терминах политической ценности, под которой в рамках данной статьи понимается способность АМ оказывать определенное политическое воздействие на массовое сознание. Проведенное исследование показало, что наиболее значимая функция архетипической метафоры заключается в формировании разного рода оценочного отношения к политической реальности: объективного, субъективного или прескриптивного. Довольно активно проявляют себя экспликативный (концепт LIGHT) и импликативный (концепт DARK) потенциал АМ, представляющей рассматриваемую бинарную оппозицию. Акцентуация религиозных знаний, культурных и этических норм посредством АМ, как и обращение внимания аудитории на негативные исторические события, происходящие как в США, так и в мире, также способствует формированию определенной политической ментальности в социуме, но в наименьшей степени. Полученные выводы свидетельствуют об актуальности выбранного когнитивно-дискурсивного подхода к исследованию архетипической метафоры и позволяют прогнозировать достижение перспективных результатов при анализе речевоздействующего потенциала АМ не только в рамках политического медиадискурса, но и в других областях знаний
Ключевые слова: медиадискурс; медиатексты; медиалингвистика; журналистика; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; архетипические метафоры; политический дискурс; когнитивные признаки; бинарная оппозиция; американские СМИ; когнитивная лингвистика; метафорические модели; метафорическое моделирование; английский язык
Abstract: The article is devoted to the description of the results obtained in the course of a study of the verbal impact potential of the archetypical metaphor. The research has been conducted within the cognitive-discursive paradigm in the context of current American political media-discourse. An idealized cognitive model (ICM) of archetypical LIGHT/DARK binary opposition represented by a set of certain classification cognitive attributes (CCA) is presented in the article. Among them evaluative, explicit (the LIGHT concept) / implicit (the DARK concept), precedent-referential and integrative CCA are to be named. The identified attributes are found to be definitely structured within the framework of the ICM examined. The analysis of archetypical metaphor (АМ) representing the concepts allows revealing its cognitive potential in terms of political value. The term is supposed to indicate the ability of metaphor to have some political impact on mass consciousness. The research has shown that the most significant function of AM is to create diverse axiological attitudes to the political events. Likewise, both the explicit and the implicit potential of AM demonstrate themselves quite clearly. Emphasizing religious, cultural and ethics norms, together with attracting people’s attention to negative historical events by means of AM, also contributes to the creation of certain political mentality in the society, but to a lesser degree. The results achieved corroborate the urgency of the cognitive-discursive approach to the study of the archetypical metaphor and make it possible to anticipate perspective results while investigating the AM verbal impact potential not only within the political media-discourse but in other cognitive spheres as well
Key words: media discourse; media texts; media linguistics; journalism; mass media; mass media language; linguistic means; archetypical metaphors; political discourse; cognitive features; binary opposition; US mass media; cognitive linguistics; metaphorical models; metaphorical modeling; English language

Для цитирования:

Семенова, Е. М. Политическая ценность архетипической метафоры (на примере анализа современного американского медиадискурса) / Е. М. Семенова, Н. И. Налётова // Политическая лингвистика. – 2020. – №2. – С. 111-119. DOI 10.26170/pl20-02-12.

For citation

Semenova, E. M. Political Value of Archetypical Metaphor (in the Context of Modern US Media Discourse Analysis) / E. M. Semenova, N. I. Naletova // Political Linguistics. – 2020. – №2. – P. 111-119. DOI 10.26170/pl20-02-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.