Архив журнала
Средства репрезентации концепта «Россия» в текстах политического дискурса (на материале предвыборных программ президентских выборов 2018 г.)
- 560
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-04-03
Аннотация: В статье рассматриваются средства репрезентации концепта «Россия» в политическом дискурсе. Цель статьи — систематизация и описание этих речевых средств. В статье используется метод концептуального анализа, заключающийся в комплексном рассмотрении имени концепта — лексемы «Россия». В ходе анализа
исследуется его этимологический, исторический, семантический, контекстуальный, грамматический, парадигматический, деривационный аспекты. Материалом исследования послужили тексты предвыборных программ президентских выборов 2018 г., где наиболее ярко проявляется вся сущность и специфика политического дискурса. Рассмотрение этимологии слова «Россия» свидетельствует об устойчивости его употребления с XVIII века, несмотря
на меняющиеся официальные обозначения страны. Рассмотрение лексической и грамматической семантики слова,
контекстов его употребления показывает, что в политике России отведено главное место: Россия — это средоточие всех политических событий, действий, основное место политики, объект политики, главное лицо политических действий (примеряющее разные метафорические роли). Парадигматические отношения лексемы «Россия»
демонстрируют ее прагматический потенциал, направленный на эмоциональное и скрытое психологическое воздействие на адресата. Деривационные связи демонстрируют активность употребления слова «Россия» в речи, подтверждая ключевой характер концепта. Проведенный анализ позволяет: 1) определить место концепта в ряду
других концептов; 2) определить структуру концепта (ядро, ближнюю и дальнюю периферию), коррелирующую со
структурой лексико-семантического поля его репрезентантов. В связи с этим сделаны следующие выводы. Концепт «Россия», являясь ключевым (базовым) общенациональным концептом, занимает главное место в системе
концептов российского политического дискурса. Концепт «Россия» представлен в языковом сознании многообразием концептуальных признаков, во многом осложнен прагматической составляющей его репрезентантов (их эмоциональной воздействующей силой и суггестивным потенциалом). Результаты проведенного исследования можно
использовать в практике составления словарей концептов, в практике анализа и структурирования других концептов и средств их репрезентации, в разработке классификаций концептов
Ключевые слова: политический дискурс; политические концепты; средства репрезентации; структура
концептов; выборы президента; российские президенты; избирательная кампания; предвыборная программа; политическая риторика; политические тексты; политические речи
Abstract: The article studies the means of representation of the concept “Russia” in the texts of political discourse.
The aim of the article is to systematize and describe these verbal means. The article employs the method of conceptual analysis that involves complex consideration of the concept name — the lexeme “Russia”. The paper analyzes its etymological,
historical, semantical, contextual, grammatical, paradigmatical and derivational aspects. The research material includes
texts of the 2018 presidential election programs in which the real nature and the specificity of political discourse are revealed to their best. The etymology of the word “Russia” testifies to the stability of its use since the 18th century despite the
changing official names of the country. The study of the lexical and grammatical semantics of the word and the contexts of its
use shows that top priority in politics is given to Russia: Russia is the center of all political events and actions, the main
place of politics, the object of policy, and the number one in political actions (assuming different metaphorical roles). The
paradigmatic relations of the lexeme “Russia” demonstrate its pragmatic potential aimed at emotional and hidden psychological impact on the addressee. The derivational relations display the active use of the word “Russia” in speech, acknowledging the key nature of the concept. The analysis conducted by the author allows her: 1) to determine the place of the concept among other concepts; 2) to determine the structure of the concept (the core, the near and the far periphery) correlating
with the structure of the lexical and semantic field of its representatives. In this regard, the following conclusions have been
made. The concept “Russia”, being a key national concept, takes the main place in the system of concepts of the Russian
political discourse. The concept “Russia” is represented in linguistic consciousness by a diversity of conceptual features and
is, to a large extent, complicated by the pragmatic constituent of its representatives (their emotional impact and suggestive
potential). The results of the study can be used in compiling dictionaries of concepts, in practical analysis and structuring of
other concepts and means of their representation, and in working out classifications of concepts
Key words: political discourse; political concepts; means of representation; concept structure; presidential elections; Russian presidents; election campaign; election program; political rhetoric; political texts; political speeches
Для цитирования:
Карамова, А. А. Средства репрезентации концепта «Россия» в текстах политического
дискурса (на материале предвыборных программ президентских выборов 2018 г.) / А. А. Карамова // Политическая лингвистика. – 2020. – №4. – С. 32-39. DOI 10.26170/pl20-04-03.
For citation
Karamova, A. A. Representation of the Concept «Russia» in Political Discourse (On the Material of
2018 Presidential Election Programs) / A. A. Karamova // Political Linguistics. – 2020. – №4. – P. 32-39. DOI 10.26170/pl20-04-03.