Файл статьи: PDF
DOI: 10.12345/1999-2629_2021_02_08
Аннотация: В статье рассмотрены особенности метафорической интерпретации выборов президента Российской Федерации 2018 года в юмористической политической коммуникации. Выявлено, что основными источниками метафорической характеристики выборов и участвующих в них политиков являются понятийные сферы «Спорт», «Игра», «Театр», «Цирк», «Кино», «Шоу-бизнес». Использование конкретной сферы-источника метафорической экспансии в представленных в интернет-пространстве анекдотах непосредственно связано с образом политика, существующим в сознании рядовых граждан. Так, при характеристике В. В. Путина доминируют спортивные метафоры, представляющие его как «спортсмена-победителя», в то время как в метафорической характеристике В. В. Жириновского и К. А. Собчак преобладают театрально-цирковые метафоры, создающие образы «политических клоунов». В итоге все разнообразие метафор, репрезентирующих выборы-2018, может быть сведено к двум макромоделям: «Выборы — это спортивное состязание» и «Выборы — это зрелище (спектакль/цирк/кино/шоу)». Тем самым участники юмористической политической коммуникации интерпретируют происходящее на политической арене следующим образом: политики стремятся создать у избирателей иллюзию выбора, результаты голосования предсказуемы, а рядовым гражданам в этой предвыборной кампании отводится роль зрителей, пассивно наблюдающих за происходящим и никак не влияющих на процесс. Таким образом, метафорические модели, посредством которых в юмористической политической коммуникации осуществляется интерпретация и оценка выборов президента 2018 года, позволяют эксплицировать представления о механизмах организации политической жизни в стране, сложившиеся в сознании рядовых представителей российского социума
Ключевые слова: политическая метафорология; метафорическое моделирование; метафорические модели; политические метафоры; политический дискурс; политическая риторика; языковая личность; лингвоперсонология; политическая риторика; политические речи; языковые средства; политические выступления; российские президенты; политическая коммуникация; юмористическая политическая коммуникация; анекдоты; выборы президента
Abstract: The article deals with specific features of metaphorical interpretation of the 2018 presidential election in the Russian Federation in humorous political communication. It is revealed, that the conceptual domains «Sports», «Games», «Theatre», «Circus», «Cinema», «Show business» are the basic sources of the metaphorical characterization of the election and the politicians participating in it. The use of a concrete source-domain of metaphorical expansion in the anecdotes published in the Internet-space is directly connected with the image of the politician, existing in the consciousness of ordinary citizens. Thus, the characteristic of V. V. Putin is dominated by sports metaphors representing him as a «sportsman-winner», while the metaphorical characteristics of V.V. Zhirinovsky and K.A. Sobchak abound in theatre-circus metaphors creating images of «political clowns». As a result, the whole multitude of metaphors, representing the 2018 presidential election, can be reduced to two macromodels: «Election is a sports competition» and «Electionis a show (performance/circus/cinema/spectacle)». Thus the participants of the humorous political communication interpret an event in the political arena as follows: the politicians try to create in voters an illusion of choice; the results of vote are predictable; and the ordinary citizens in this election campaign are allocated the role of spectators who are passively observing the event and cannot influence the process in any way. Thus, the metaphorical models used to interpret and assess the 2018 presidential election in the humorous political communication allow one to explicate the concepts about the mechanisms of organization of the political life in the country, formed in the consciousness of ordinary representatives of the Russian society
Key words: political metaphorology; metaphorical modeling; metaphorical models; political metaphors; political discourse; political rhetoric; linguistic personality; linguopersonology; political rhetoric; political speeches; linguistic means; political statements; Russian presidents; political communication; humorous political communication; anecdotes; presidential election

Для цитирования:

Кондратьева, О. Н. Метафорическая интерпретация выборов Президента Российской Федерации 2018 г. в юмористической политической коммуникации (на материале анекдотов) / О. Н. Ко ндратьева, А. Л. Калашникова // Политическая лингвистика. – 2021. – №2 . – С. 89-97. DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_08.

For citation

Kondrat'eva, O. N. Metaphorical Interpretation of the 2018 Presidential Election in the Russian Federation in Humorous Political Communication (on the material of anecdotes) / O. N. Kondrat'eva, A. L. Kalashnikova // Political Linguistics. – 2021. – №2 . – P. 89-97. DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_08.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.