Файл статьи: PDF
Аннотация: На основе лингвоаксиологического анализа текста программной статьи губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева «Мобилизация на успех: год 2016» отмечены формы реализации стратегии партнерства с целевой аудиторией — читателями многотиражной «Областной газеты». Описаны средства диалогизации: автор обращается к читателям от первого лица, активно использует речевые формулы совместности, адресные вопросы, призывы к конструктивному обмену мнениями. В ходе анализа выявлена опирающаяся на национальную идентичность аксиологическая доминанта текста — идея гражданской общности, — предполагающая спланированную созидательную деятельность с установкой на успех, координацию государственной власти и самоуправления. Показано, как при поддержке разветвленной внутритекстовой парадигмы слов, в значении которых закреплена сема общности, и парадигмы номинаций базовых духовно-нравственных ценностей формируется содержание взаимосвязанных идеологем единой власти и государственности. Содержание идеологемы «партия» развивается в составе неравноценного сопоставления «„Единая Россия“ — разные партии». Исследовано лежащее в основе политической платформы губернатора непротиворечивое сочетание социоцентризма и персонализма, проявляющееся в соотношении ценностных понятий коллективного созидательного труда и лидерства. Особое внимание уделено региональной специфике программной статьи: выявлена аксиологическая маркированность использованных в тексте топонимов — средств создания целостного образа уральского пространства, одновременно транслирующих актуальные социокультурные смыслы; описаны языковые единицы, способствующие манифестации опорных понятий, составляющих фундамент предложенной губернатором концепции регионально значимой промышленной политики. Обобщаются социоцентрические аксиологические мотивы, содержащиеся в личных и коллективных откликах на статью Евгения Куйвашева
Ключевые слова: аксиологическая доминанта; аксиологически маркированная лексика; менталитет; персонализм; социоцентризм; ценности
Abstract: On the basis of the axiological approach to the linguistic text analysis of the program article of the Sverdlovsk region Governor Evgeny Kuyvashev "Mobilization on success: year 2016" the forms of introduction of the strategy of partnership with target audience — the readers of the large-circulation "The regional newspaper" – are noted. The means of dialogization are described: the author uses the first person sing. and pl. to address the readers, he actively uses speech formulas of compatibility, address questions, appeals to the efficient exchange of opinions. During the analysis, the axiological dominant of the text relying on national identity — the idea of a civil community which assumes the planned creative activity with the purpose of success, coordination of the government and self-government is revealed. It is shown how with the help of the intra text paradigm of words, in the meaning of which the sema of community is included, as well as the paradigms of the nominations of the basic spiritual and moral values, the meaning of the interconnected ideologems of the unified power and statehood is formed. The content of the ideologem "party" develops as a part of unequal comparison "«United Russia»" — different parties". The consistent combination of sociocentrism and personalism, which is the cornerstone of the political platform of the Governor shown in the ratio valuable concepts of a collective constructive labor and leadership is investigated. Special attention is paid to the regional specifics of the program article: the axiological markedness of the toponyms used in the text, which can be treated as the tools for creating a complete image of the Ural space, at the same time broadcasting important sociocultural meanings; the language units promoting demonstration of the basic concepts making the base of the regional significant industrial policy concept offered by the Governor. The sociocentric axiological motives found in personal and collective responses to Evgeny Kuyvashev's article are generalized
Key words: axiological dominant; axiologically marked vocabulary; mentality; personalism; sociocentrism; values

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.