Вам может быть интересно:
Архив журнала
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ — 2016: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РАДИКАЛИЗМ
- 398
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются материалы предвыборной агитационной кампании — 2016, размещенные на страницах «Российской газеты» и «Областной газеты» (Екатеринбург). Основное внимание уделено текстам предвыборных программ
партии власти — «Единая Россия» — и партии «Коммунисты России», впервые участвующей в выборах. Предмет анализа —
речевые средства выражения ценностных предпочтений. Электорат «Единой России» — все граждане страны. Доказано, что в
тексте программы стратегически задана ориентация на базовые ценности, неподвластные социальным катаклизмам. Выявлена
внутритекстовая парадигма ментально специфических номинаций-интегрем, описаны отличающиеся человекоцентричностью
аксиологические суждения и установки. Для лингвоаксиологической интерпретации выделены лексемы и формульные сочетания,
семантика которых отражает приверженность партии идеям рыночной экономики. Специально исследуются речевые средства
выражения идей, составляющих основу «новой философии» внешней политики. Доказано, что единицы советского лексикона используются по типу вкрапления, а стилистический облик агитационной кампании отличается доминированием аксиологического
консерватизма, от которого демонстративно дистанцируется партия «Коммунисты России», противопоставляющая себя всем
другим политическим силам. Электорат партии — россияне, сохранившие верность сталинским принципам общественного
устройства. В ходе анализа охарактеризованы опознавательные вербальные знаки политического языка советской эпохи, реализованные в тексте предвыборной программы, выявлена базовая оппозиция «капитализм — социализм», отражающая биполярное
восприятие мира средствами тоталитарного языка. Выделены грани идеологического радикализма советского образца: бескомпромиссность, признание единственно верным учения Ленина — Сталина, открытое использование в агитационных целях образа
врага, конструирование упрощенной модели текущего времени, устремленного в советское прошлое, идеологический примитивизм
Ключевые слова: агитация; аксиологический консерватизм; идеологический радикализм; менталитет; номинацияинтегрема; политический язык; советский лексикон
Abstract: The research data are the articles devoted to election propaganda of 2016 published in "Rossiyskaya Gazeta" and "Oblastnaya Gazeta" (Ekaterinburg). Main attention is paid to the texts of election programs of the ruling party "United Russia" and the party
"Communists of Russia", the latter participates in the elections for the first time. The subject of the analysis is verbal means of expression of
valuable preferences. The electorate of the "United Russia" are all citizens of the country. It is proved that the strategy of the program is
based on the main values that are not affected by the social cataclysms. The textual paradigm of mentally specific nominations is revealed;
human-centered axiological judgment and views are described. Lexemes and word-combinations, whose semantics reflects commitment of
the party to the ideas of market economy are allocated for special lingo-axiological interpretation. The verbal means of expression of the
ideas that form the basis of the "new philosophy" of foreign policy are analyzed. It is proved that the Soviet vocabulary units are used to add
the election campaign certain stylistic coloring, which is characterized by axiological conservatism. The party "Communist Russia" tries to
stay apart from it, instead it opposes itself to all the other political forces. Electorate of the party are the Russians who have remained faithful to the Stalin principles of a social system. During the analysis we characterized the identification verbal marks of political language of
the Soviet era that appear in the text of the election program, we also revealed the basic opposition "capitalism — socialism", reflecting
bipolar perception of the world by means of totalitarian language. The types of ideological radicalism of the Soviet era are allocated: uncompromising stand, acceptance of Lenin — Stalin ideology as the only truth, frequent use of the enemy image in the propaganda purposes,
construction of the simplified model of the current time directed in the Soviet past and ideological primitivism
Key words: election campaign; axiological conservatism; ideological radicalism; mentality; nomination-integreme;, political language; Soviet lexicon