Вам может быть интересно:
Архив журнала
ОЦЕНОЧНЫЙ ВЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ И КОМПОНЕНТ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
- 478
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Описывается текстовая категория «оценочный вектор». Вектор оценки — это исследовательский инструмент, необходимый и релевантный для анализа текстовой категории оценки/оценочности. Вектор
оценки есть совокупность оценочных суждений, мнений рационального и/или эмоционального характера, высказанных неким субъектом в рамках текста о каком-либо объекте — событии, факте, ситуации, явлении, лице, его действиях. Аксиологическая структура медиаполитического текста разнообразна и включает следующие компоненты: (1) аксиологический образ автора (ценности, нормы, идеалы, стереотипы, входящие в аксиологическую картину мира образа автора); (2) аксиологический образ адресата (ценности, нормы, идеалы, стереотипы, входящие в
аксиологическую картину мира образа адресата); (3) ценностно маркированный сценарий (устойчивая последовательность эпизодов и действий); (4) персонажей как носителей ценностей / антиценностей (образы политических
персон или групп, за которыми закрепляются пейоративные или мелиоративные роли)
Автор исследует оценочные векторы, которые функционируют в медиаполитическом тексте, на материале
пресс-конференции В. Путина. Векторы оценки рассматриваются как компонент аксиологической структуры текста. Разрабатывается классификация оценочных векторов. Описана реализация стратегии оценки с помощью оценочных векторов.
Демонстрируется, что оценочный вектор может состоять из одного и более оценочных высказываний, включающих различные оценочные лексико-стилистические, грамматические, композиционные средства. Оценочный
вектор может быть сосредоточен или рассредоточен в тексте, т. е. не имеет жесткой прикрепленности ни к
отдельному предложению-высказыванию, ни к ССЦ, а является самостоятельной текстовой единицей.
В анализируемом интервью используются разнообразные стилистические приемы для усиления убедительности оценки: лексические повторы и деривационные ряды, контактные вопросы (нанизывание вопросов), дистантные повторы вопросов, «аксиологические бумеранги» и пр. Убедительность оценки создается с помощью самого
жанра (интервью) и его формы (открытая пресс-конференция)
Ключевые слова: текстовые категории, оценочный вектор, аксиологическая структура текста, политический дискурс; СМИ
Abstract: The article describes the text category “value vector”. The value vector is a research instrument, necessary and relevant for the analysis of the text category of evaluation/evaluative nature. The value vector is the sum total of
evaluative judgments and opinions of rational and/or emotional nature, expressed by a subject in the framework of a text
about an object – event, fact, situation, phenomenon, person or his actions. The axiological structure of a media political text
is diverse and includes the following components: (1) axiological image of the author (values, norms, ideals and stereotypes
as part of the author’s axiological worldview); (2) axiological image of the addressee (values, norms, ideals and stereotypes as part of the addressee’s axiological worldview); (3) value marked scenario (stable succession of episodes and acts);
(4) characters as possessors of values/anti-values (characters of political leaders or groups, regularly performing pejorative
or ameliorative roles).
The author studies the value vectors, functioning in media political texts, on the material of V. Putin’s press-conference.
Vector evaluations are regarded as components of the axiological structure of the text. A classification of value vectors has
been worked out and the realization of evaluation strategy with the help of value vectors has been described.
The article demonstrates that the value factor may consist of one or more evaluative utterances, including various evaluative lexico-stylistic, grammatical and composition means of expression. The value vector may be condensed and dispersed
in the text, i.e. it is not rigidly fixed to a particular sentence-utterance or a complex syntactical unit, and is not a separate
independent text unit.
In the press-conference under analysis, various stylistic means are used to enhance the convincing potential of evaluation: reiteration and derivation sequences, contact questions (a string of questions), distant re-questioning, “axiological
boomerangs”, etc. The cogency of evaluation is achieved by the genre itself (interview) and its form (open press-conference)
Key words: text categories, value vector, axiological structure of the text, political discourse; mass media