Файл статьи: PDF
Аннотация: Прецедентное имя «Наполеон» рассматривается как прецедентный компонент исторической памяти Франции, национально-культурный код. Целью работы является семантико-когнитивное моделирование данного прецедентного концепта. При анализе специализированного корпуса французских медиатекстов применяется методологический аппарат семантико-когнитивного моделирования, дополненный элементами методики контекстологического и статистического анализа. Анализ речевых контекстов и обработка корпуса производится при помощи специальной компьютерной программы «Linguistica», позволяющей выявить идеализованную когнитивную модель прецедентного имени «Наполеон». Модель представляет собой структурированную совокупность дифференциальных признаков рассматриваемого прецедентного имени и отражает комплекс бытующих в медийном дискурсе Франции представлений об этой исторической личности. Анализ показывает, что чаще всего актуализируются такие характеристики Наполеона, как «император, потерпевший военное поражение», «выдающаяся/неординарная/харизматическая личность», «выдающийся государственный деятель», «реформатор социальной жизни», а также признаки, транслирующие в основном положительные характеристики. Применение методики пошагового диахронического анализа приводит к выводу, что семантико-когнитивные компоненты структуры данной модели не обладают стабильностью, они достаточно подвижны и становятся более или менее активными в тех или иных ситуациях, под воздействием тех или иных исторических, политических, идеологических, культурных факторов
Ключевые слова: Наполеон; историческая память; прецедентное имя; прецедентный концепт; национально-культурный код; медиадискурс
Abstract: The precedent name «Napoleon» is considered as a precedent component of the historical memory of France, as a national and cultural code. The aim of the study is semantic and cognitive modeling of this precedent concept. The methodological means of semantic and cognitive modeling are applied in the analysis of special-purpose corpus of French media texts and are supplemented by elements of context and statistic methods. The analyses of speech contexts and the treatment of the corpus are made by means of the special computer program “Linguistica” permitting to reveal the idealized cognitive model of the precedent name «Napoleon». The model constitutes a structured assembly of features of this precedent name and reflects the complex of representations of this historical person in the mass media discourse of France. The analysis reveals that such Napoleon's characteristics as «emperor who suffered a defeat», «prominent / uncommon / charismatic personality», «prominent statesman», «reformer of social life» and features transmitting mainly positive characteristics are most frequently actualized. The application of the method of step-by-step diachronic analysis leads to the conclusion about the instability of the structural components of this model, they are enough mobile and b ecome more or less active in one or another situations, under the influence of a certain historical, political, ideological and cultural factors
Key words: Napoleon; historical memory; precedent name; precedent concept; national and cultural code; mass media discourse

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.