Файл статьи: PDF
Аннотация: Лингвокогнитивный анализ прецедентного архетипичного концепта «DARK AGES» позволяет увидеть один из способов онтологизации дихотомии «LIGHT — DARK» посредством метафтонимии — лингвистического феномена, позволяющего увидеть «слои» ментального пространства, лежащего в основе процесса концептуализации одной когнитивной сферы в терминах другой. Исследование проводится на материале газетных текстов политической направленности за 2011—2015 гг. из корпуса современного американского варианта английского языка. При дискурсивной актуализации архетипичной бинарной оппозиции «DARK — LIGHT» метафтонимическая проекция одной области концептуализации (выраженной концептом «DARK») на другую (репрезентированной базовым концептом «AGES» и другими темпоральными категориями) оказывается невозможной без актуализации в сознании реципиента представлений о контрастном элементе дихотомии, что обусловливает целостное восприятие политических реалий адресатом и позволяет избежать одностороннего понимания событий, происходящих в политической жизни США. Например, в одном контексте «темные десятилетия», связанные с распространением наркотиков, противопоставляются наступившим более спокойным дням, когда люди с более «просветленным» сознанием (ветераны войны в Ираке) на добровольных началах занялись благоустройством территории Балтимора, посадив деревья и кустарники и убрав тонны мусора с земельных участков и аллей
Ключевые слова: политические метафоры; политическая метафорология; метафорическое моделирование; концептуальные метафоры, средства массовой информации; СМИ; язык СМИ; медиадискурс; медиатексты; медиалингвистика; политический дискурс; концепты; архетипы; ментальное пространство
Abstract: Linguo-cognitive analysis of the precedent archetypical concept «DARK AGES» helps us to reveal one of the ways of verbalization of the dichotomy «LIGHT — DARK» by means of metaphtonymy, which is a linguistic phenomenon that singles out the “layers” of mental construct that lies in the basis of the process of conceptualization of one cognitive sphere in terms of the other. The research is based on the analysis of newspaper political texts published in 2011–2015 in American papers. Metaphtonymic transfer of one area of conceptualization (expressed by the concept «DARK») onto the other (represented by the concept «AGES» and the other temporal categories) is impossible in the archetypical binary opposition «DARK — LIGHT», unless the knowledge about the contrast element of the dichotomy is refreshed. This fact causes integral comprehension of political facts by the addressee and helps to avoid ambiguity in comprehension of political event in the USA. For example, one of the contexts contrasts “dark decades” of drug dealing to the more quiet days, when people of “clear mind” (Iraq veterans) volunteer to clean up Baltimore from tons of garbage and to plant trees and bushes
Key words: political metaphor; political metaphorology; metaphorical modeling; conceptual metaphor; mass media; mass media language; media discourse; media texts; media linguistics; political discourse; concept; archetype; mental spaces

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.