Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье рассмотрена концептуальная метафора в публикуемых 1 января каждого года в газете «Жэньминь жибао» передовых статьях (за 1953—2017 гг.). Газета выбрана не случайно: это главное официальное печатное периодическое издание в Китае и одна из десяти самых влиятельных газет в мире. Она имеет чрезвычайно важное значение в сфере распространения политической информации и влияет на формирование общественного мнения в стране. Новогодняя передовая статья газеты подводит итог прошедшему году и прогнозирует, каким будет год наступивший в политическом, экономическом и культурном аспектах, причем не только в Китае, но и за его пределами. Данный жанр политического дискурса позволяет проследить, как менялись способы пропаганды и детали идеологии. Передовая статья выполняет функцию скрытого убеждения, чем обусловлено частотное использование концептуальных метафор. Выделены типы концептуальной метафоры (антропоморфная, растительная, семейная и др.), установлена частотность их употребления, проанализированы три наиболее часто встречаемых типа метафоры (дорожная метафора, строительная метафора и военная метафора), исследованы способы их создания и тенденции в использовании в разные периоды истории. Изменения в использовании концептуальных метафор разных типов тесно связаны с социальными переменами и реформами в Китае и изменениями в идеях правящей партии. Метафора помогает нам глубже познать и понять суть китайского политического дискурса. Рассмотрение функций концептуальной метафоры кардинально расширяет область ее исследования
Ключевые слова: политический дискурс; концептуальные метафоры; журналистика; средства массовой информации; медиадискурс; медиатексты; передовые статьи
Abstract: The article analyzes conceptual metaphors found in the newspaper “People’s Daily”, in the issues published on the 1st of January in 1953 – 2017. This newspaper was chosen due to several reasons: firstly, it is the main official newspaper in China, and secondly, it is included in top-ten most influential newspapers in the world. It plays a great role in political information circulation and it influences public opinion in the country. The New Year issue has an editorial that sums up the previous year and gives its forecast for the following year in political, economic and cultural aspects in China and in the world. This genre of political discourse makes it possible to reveal the changes in propaganda and ideology. The editorial has the function of hidden persuasion, that’s why it is rich in conceptual metaphors. This research identifies the types of metaphors (anthropomorphic, floral, family, etc.), it reveals the frequency of their use, analyzes three most frequent metaphors (road metaphor, building metaphor and military metaphor), it singles out the ways of coining such metaphors and names the tendencies of their usage in different historical periods. The changes in the use of conceptual metaphors of different types are closely connected with the social changes and reforms in China, as well as the shift of ideas within the ruling party. Metaphor helps us understand the essence of Chinese political discourse. The analysis of functions of conceptual metaphors widen the horizons for research. KEYWORDS: political discourse; conceptual metaphors; journalism; mass media; media discourse; media texts; editorial
Key words: political discourse; conceptual metaphors; journalism; mass media; media discourse; media texts; editorial

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.