Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ДИСКУССИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируется дискуссия об идеологической ангажированности / неангажированности ежегодной просветительской акции «Тотальный диктант». Исследованию подвергается весь контекст реализации акции: тексты тотального диктанта, интервью с их авторами в годы проведения акций, интервью с организаторами, отклики пользователей сети Интернет на акцию «Тотальный диктант», статьи об этой акции в научных сборниках, публикации о ней в средствах массовой информации. В качестве основного применяется метод контент-анализа. Авторы статьи пришли к выводу, что существуют следующие условия для успешного использования просветительской акции «Тотальный диктант» в качестве проводника различных идей: 1) введение с 2010 года нового требования к текстам диктанта (наличие социально-культурной проблемы, находящей отклик у пишущего); 2) выбор современного писателя на основе предпочтений команды «Тотального диктанта»; 3) пиар-продвижение автора диктанта и его творчества; 4) масштаб акции, ставшей международной; 5) многократность прочитывания текста и, как следствие, восприятия идей текста, что усиливает их воздействующий потенциал на формирование общественного сознания. Выявлено, что организаторами просветительской акции «Тотальный диктант» не используется контраргументация в ответ на звучащие в ее адрес обвинения в позиционировании идей, не всегда имеющих позитивное мировоззренческое значение. Полученные результаты позволяют задуматься о необходимости внимательного отношения участников акции к ее текстам в аспекте информационной безопасности личности и общества.. Выводы мини-исследования могут представлять интерес для участников акции «Тотальный диктант», а также для широкого круга читателей данной статьи
Ключевые слова: идеологическая ангажированность; просветительские акции; диктанты; информационная безопасность; дискурс-анализ; журналистика; медиалингвистика; медиатексты; медиадискурс СМИ; средства массовой информации; политический дискурс; Интернет; интернет-дискурс
Abstract: The article analyzes the discussion about the ideological engagement / non-engagement of the annual educational action “Total dictation”. The whole context of the action realization is examined, e.g. the texts of total dictation, interviews with their authors in the years of actions, interviews with organizers, responses of Internet users to the action “Total dictation”, articles in scientific journals, and mass media publications. Content analysis is the main method of investigation. The authors of the article have come to the conclusion that there are five conditions for successful performance of the educational action “Total dictation” as a conductor of various ideas. The first condition is the introduction of a new requirement for dictation texts beginning with 2010 (presence of a socio-cultural problem that finds response from the person who writes a dictation). The second condition consists in the choice of a modern writer based on the preferences of the «Total dictation» team. The third condition is PR promotion of the author of dictation and their work. The fourth condition is the scale of the action that has become international. The fifth condition stems from recurrent readings of the text and, as a result, from the perception of the ideas of the text, which influences the public consciousness formation. It is revealed that the organizers of the educational action “Total dictation” do not use counter-arguments in response to the accusation of positioning of the ideas that do not always have a positive ideological significance. The results show the need for attentive attitude of the action participants to the texts in terms of information security of the personality and society. The results of the study may be interesting for the participants of the action “Total dictation”, as well as for a wide range of readers of this article
Key words: ideological engagement; educational actions; dictations; information security; discourse analysis; journalism; media linguistics; media texts; mass media discourse; mass media; political discourse; Internet; Internet discourse

Для цитирования:

Евсеева, И. В. Акция «Тотальный диктант»: просветительство и забота о грамотности или продвижение идеологии? / И. В. Евсеева, Г. А. Копнина // Политическая лингвистика. – 2019. – №1. – С. 12-25.

For citation

Evseeva, I. V. “Total Dictation”: Education and Care for Literacy vs Promotion of Ideology? / I. V. Evseeva, G. A. Kopnina // Political Linguistics. – 2019. – №1. – P. 12-25.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.