Вам может быть интересно:
Архив журнала
Практики конструирования уральской идентичности в медиадискурсе Свердловской области
- 448
- Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-02-14
Аннотация: Региональная идентичность рассматривается как дискурсивный конструкт, в основе которого лежит пространственная и темпоральная идентификация субъектов дискурса, вступающая в сложное взаимодействие с набором разнородных тематических идентификаций. На материале журналистских текстов «Областной газеты» (Свердловская область) построена модель региональной идентичности уральцев. Анализируются дискурсивные практики отбора, номинации и описания объектов, а также практики конструирования концептов.
Показано, что географическая карта Урала размечается местными топонимами: это Урал, Средний Урал,
а также названия городов, сел, гор, рек, озер, значимых для Свердловской области. При этом Урал конструируется
как сложное и многомерное пространство, центр которого — это Свердловская область (Средний Урал), а столица — Екатеринбург.
Рассматривая темпоральную идентификацию Урала, авторы анализируют практики отбора исторических
событий и персонажей. Значимыми для прошлого региона оказываются дореволюционная история горнозаводского
Урала, гибель царской семьи, а также отдельные события советской истории, особенно Великая Отечественная
война. Практики конструирования прошлого влияют и на конструирование настоящего и будущего. Так, авторы
отмечают важность исторически сложившегося горнозаводского образа региона для экономической идентификации Урала. В статье также описаны политическая, этноконфессиональная и культурная идентификации жителей
региона
Ключевые слова: региональная идентичность; медиадискурс; дискурс-анализ; дискурсивные практики;
журналистика; медиалингвистика; медиатексты; СМИ; средства массовой информации
Abstract: Regional identity is considered as a discursive construct, based on spatial and temporal discourse subjects’
identification, entering into a complex interaction with a set of heterogeneous thematic identifications. The model of regional identity
of the Urals is built on the material of journalistic texts of the “Oblastnaya Gazeta” (Sverdlovsk Region newspaper). The study analyzes the discursive practices of selection, nomination and description of objects and the practices of concept construction.
It is shown that the geographical map of the Urals is marked by the local toponyms: Ural (the Urals), Sredniy Ural (the
Central Urals) and the names of towns, villages, mountains, rivers and lakes important for Sverdlovsk Region. And the Urals
region is constructed as a complex and multidimensional space, the center of which is located in Sverdlovsk Region (the Central Urals), and the capital of which is Ekaterinburg.
Analyzing the temporal identification of the Urals, the authors focus on the practices of selection of historical events
and characters. The pre-revolutionary history of the mining industry in the Urals, the death of the royal family and some events of the Soviet history (especially the Great Patriotic War) are significant for the region’s past. The practices of construction of the past influence the construction of both the present and the future. Thus, the authors stress the importance of
the historical mining and industrial image of the Urals region for its economic identification. The article also describes the
political, ethno-confessional and cultural identification of the inhabitants of the region
Key words: regional identity; media discourse; discourse analysis; discursive practices; journalism; media linguistics; media texts; mass media
Для цитирования:
Ильина, О. В. Практики конструирования уральской идентичности в медиадискурсе
Свердловской области / О. В. Ильина, Е. В. Каблуков // Политическая лингвистика. – 2019. – №2. – С. 119-131. DOI 10.26170/pl19-02-14.
For citation
Il’ina, O. V. Practices of Constructing Ural Identity in the Media Discourse of Sverdlovsk Region /
O. V. Il’ina, E. V. Kablukov // Political Linguistics. – 2019. – №2. – P. 119-131. DOI 10.26170/pl19-02-14.