Архив журнала
Кликбейтинг как фактор создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе
- 529
- Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-03-02
Аннотация: Настоящая статья посвящена очень важной проблематике — кликбейтингу в СМИ, обладающему большим потенциалом в контролировании внимания читателя, дозированного управления информацией и
конструирования нарративного пространства. Актуальность данного исследования обусловлена масштабным распространением в СМИ разнообразных явлений, представляющих собой ответ на вызовы современности, в частности, смещения фокуса повествования и появления новых форм представления информации. Цель работы — рассмотреть феномен кликбейтинга в связи с феноменами постправды, фейковых новостей и ложного нарратива как
их материальное воплощение, как инструмент их реализации, форму существования. Кликбейтом именуют 1) новостные заголовки, апеллирующие к любопытству читателя, 2) контент, цель которого — заманить читателя на
необходимую страницу, 3) контент, благодаря которому повышается трафик посещения какой-либо страницы,
4) средство продвижения контента в соцсетях. На примере кликбейт-заголовков онлайн-издания «The Guardian»
показано, что в процессе создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе кликбейт выполняет связующую, аттрактивную и направляющую функции. Такие свойства кликбейта, как сенсационность, яркость и эффективность в привлечении внимания сделали его популярным инструментом манипулирования сознанием читателей. Тем не менее в работе ставится вопрос о двойственной природе кликбейта, служащего прежде всего в качестве средства выделения материала из общего информационного потока. Источники, цитируемые в настоящей
статье, отражают современный взгляд на исследуемую проблему не только в отечественной, но и в зарубежной
лингвистике, что дает более полное представление о степени разработанности темы
Ключевые слова: политический дискурс; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты ;СМИ; средства массовой информации; кликбейтинг; постправда; ложная информация; фейковые новости
Abstract: The article is devoted to a very important problem – mass media clickbait possessing great potential in
controlling the readers’ attention, precise information control and design of narrative space. The given study is urgent due to
a wide usage in the modern mass media of various phenomena which spring up in response to the challenges of our time, and
specifically the shift of the focus of narration and the emergence of new forms of information presentation. The aim of the
article is to study the phenomenon of clickbait in the light of the theories of post-truth, fake news and pseudo-narrative as
their material realization, as a tool of completion and a form of existence. The term “clickbait” is used to mean: 1) news
headlines appealing to the reader’s curiosity; 2) the content the task of which is to lead the reader to a certain page; 3) the
content that raises the traffic statistics of a page; 4) a form of advertisement of certain content on social networks. On the
example of clickbait headlines in the online edition of The Guardian it has been shown that clickbait performs the mediating,
attracting and leading functions. Such properties of clickbait as sensational nature, originality and efficiency in attracting
attention have made clickbait a popular instrument of manipulating the readers’ consciousness. Nevertheless, the article
poses a question about the dual nature of clickbait which primarily serves as a means of singling out the necessary material
from the general information flow. The literature cited in the article reflects the modern view of the problem under study not
only in domestic but also in foreign linguistics, which gives a clear idea about the level of scientific development of the topic
Key words: political discourse; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media, clickbait;
post-truth; false information; fake news
Для цитирования:
Гаврикова, О. А. Кликбейтинг как фактор создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе / О. А. Гаврикова // Политическая лингвистика. – 2019. – №3. – С. 22-30. DOI 10.26170/pl19-03-02.
For citation
Gavrikova, O. A. Clickbait as a Factor of False Narrative Creation in Political Mass Media Discourse / O. A. Gavrikova // Political Linguistics. – 2019. – №3. – P. 22-30. DOI 10.26170/pl19-03-02.