МЕТАМОРФОЗЫ ВОЙНЫ: МОЛЧАЛИВЫЙ ЯЗЫК «ЧИСТЫХ» СОБЫТИЙ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В свете последних трагических событий, связанных с эскалацией террористического насилия, авторы статьи актуализируют ряд политико-философских идей французского философа Жана Бодрийяра. Стремительное увеличение количества террористических актов во всем мире полностью соответствует предсказаниям философа относительно будущего западной цивилизации и ее взаимоотношений с мусульманским миром. При этом Ж. Бодрийяр в своей философии высказывает оригинальный взгляд на причины такого положения вещей и возможный способ его изменения. Существование общества в состоянии
«Символического обмена» философ называемым социальным пактом, представляющим собой естественное взаимодействие
«иных», еще не регулируемое какими-либо властными предписаниями, имеющее характер состязания, игры и взаимного вызова. На
этой стадии власть еще разыгрывается прямо и открыто. Эта социальная игра обратимости прекращается с формированием
диалектики господина и раба, где обратимость власти уступает место диалектике ее воспроизводства. Единственным способом
изменения текущей геополитической ситуации и противодействия терроризму Ж. Бодрийяр считал как минимум использование
против террористов ироничных и реверсивных по своей сути символических стратегий, аналогичных тем, которые используют
они сами, а как максимум — перестройку всего западного общества в соответствии с логикой «Символического обмена». Это
означало бы пересмотр ряда базисных конструктов, на которых в настоящий момент нанизана «плоть» западной культуры, в
частности, отношения к агрессии, толерантности, силе, безопасности, риску и многим другим феноменам
Ключевые слова: симуляция; «символический обмен»; терроризм; «Другой»; «чистое» событие; псевдособытие; зло;
принцип всеобщности; власть; «отличие»
Abstract: In the light of recent tragic events connected with escalation of terroristic violence, the authors of the article dwell on
some politico-philosophical ideas of the French philosopher Jean Baudrillard. Rapid growth of the number of terrorist attacks in the whole
world fully corresponds to the predictions of the philosopher about the future of the Western civilization and its relationship with the Muslim
world. In his philosophy, J. Baudrillard expresses an original point of view on the reasons of such state of things and possible ways of
changing it. The existence of society in the state of “symbolic exchange” called by the philosopher a social pact representing natural interaction of “others” and not regulated yet by any legal regulations has the nature of contest, game and mutual challenge. At this stage power
is contested for openly and directly. This reverse social game stops with the formation of dialectics of master and slave, where the reversion
of power gives place to dialectics of its reproduction. According to J. Baudrillard, the only way to change the current geopolitical situation
and to counteract terrorism is, at least, the use against terrorists of ironic and reverse symbolic strategies, which would be similar to those
they use themselves and, at most, reconstruction of the whole Western society in correspondence with the logic of “symbolic exchange”. This
would mean reconsideration of a number of basic constructs which now support the “flesh” of the Western culture, and in particular of
relation to aggression, tolerance, power, security, risk and many other phenomena
Key words: simulation; «Symbolic exchange»; terrorism; «other»; pure event; pseudo-event; evil; universality principle; authority; «the difference»