ОТ ПРЕЦЕДЕНТА К СТЕРЕОТИПУ: ТРИ ЭТАПА ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Подогреваемые в СМИ тревожные настроения общества и следующие за такой реакцией политические решения могут являться разными этапами конкретной информационной (манипуляционной) кампании, проводимой неким актором
(акторами). В статье рассматриваются основные возможные этапы информационной кампании и их конечные задачи. Эти процессы связаны с понятием информационной войны. Информационная война — совокупность массовых коммуникативных практик,
целью которых является воздействие (или противодействие) посредством специфического употребления единиц языка на общность людей (географическую, этнографическую, конфессиональную, политическую, экономическую и иную) при одновременном
обеспечении безопасности и защиты актора для достижения информационного превосходства в стратегических целях. Первым
шагом кампании по информационному воздействию (противодействию) является дискредитация. Основная задача данного этапа — подорвать доверие к самóй цели (государству, группе лиц, компании или конкретно взятому человеку) и ее сообщениям. Подорвав лояльность и доверие общественности к объекту воздействия, агрессор приступает к следующему этапу — эскалации, —
специфика которого состоит в культивировании (как правило, заведомо ложной) информации, причиняющей цели репутационный
ущерб, во всех средствах массовой коммуникации. Итоговой целью следует назвать демонизацию противника — отождествление
у аудитории (как правило, это широкая общественность) объекта воздействия с осуществляемым негативным посылом, когда
создается определенный стереотип. Как ни странно, XXI век, предполагающий глобальное распространение свобод человека,
демонстрирует зависимость авторов от политических, экономических, культурных, религиозных реалий, которые в рамках того
или иного информационного противостояния диктуют те или иные ценностные установки, облаченные в текст
Ключевые слова: манипуляция сознанием; манипулятивное воздействие; информационные войны; средства массовой
информации; медиадискурс
Abstract: Anxiety in the society, stimulated by mass media, and political decisions that follow it may be treated as different stages
of a certain information (manipulation) campaign held by a certain actor (actors). The paper discusses the main stages of information campaign and their goals. These processes are connected with the concept of information warfare. Information warfare is a unity of mass communicative practices, the purpose of which is persuasion (or counteraction) of the group of people (united by the geographic, ethnographic,
confessional, political, economic reasons) by means of specific use of language units to reach information superiority, at the same time protecting the actor. The first stage of information campaign is discrediting. The main goal of this stage is to shatter confidence in the goal (the
state, a group of people, company or a certain person) and their messages. Having shattered confidence in the subject of persuasion, the
aggressor moves on to the next stage – escalation. The specific feature of escalation is the growth of (deliberately false) information, which
harms the reputation of the subject in all mass media. The final goal is demonization of the opponent – association of the subject with the
negative message and a certain stereotype. Strange as it may seem, the XXIst century shows dependence of the authors on the political, economic, cultural and religious realia, which in the frames of this or that confrontation prescribe certain value orientations introduced in the
text
Key words: manipulation of consciousness; manipulative influence; information warfare; mass media; media discourse