ПОЛИТИЗАЦИЯ ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СМИ. ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Средства массовой информации, взявшие на себя функции формирования общественного мнения, оказались сами подвержены влиянию извне и перестали справляться со своей основной функцией, а именно
ретрансляцией актуальных событий, и превратились в инструмент влияния современной политики. СМИ превращаются в посредника между политикой и обществом, становятся новым медиатором актуальных политических
интересов.
Предметная сфера «Спорт», освещаемая как сугубо спортивными изданиями, так и изданиями общей направленности, представляет в настоящее время один из наиболее политизированных секторов общественных интересов. В спортивный дискурс, т. е. языковую сферу спортивных журналистов, проникают элементы политического
дискурса — сферы политических интересов, соглашений и конфликтов. В результате формируется политизированный массмедийный спортивный дискурс, по сути являющийся провокативным дискурсом. Массмедийный спортивный дискурс попадает под влияние политического дискурса и становится зависимым от него, что проявляется в
обращении спортивной журналистики к следующим тематическим блокам: политика и общество; кризисы и конфликты; дискриминация и расизм. Анализируется арсенал средств, позволяющих спортивным журналистам манипулировать сознанием реципиента и проводить определенные политические взгляды (подмена понятий, лексика с
отрицательными коннотациями, ирония). Демонстрируется, как журналисты позволяют себе резкие политические
выпады, недопустимые для отраслевых, спортивных изданий. Отмечаются даже нарушения общепризнанных международных принципов профессиональной этики журналистов
Ключевые слова: политизация; манипулирование; массовое сознание; медиатор; медийный спортивный
дискурс
Abstract: Modern mass media, having taken upon themselves the function of public opinion formation, have turned
out to be subject to influence from outside and have ceased to perform their basic function, i.e. they no longer translate real
events but present an instrument of influence by modern policy making. Mass media are turning into a mediator between the
politicians and the society; they become a new mediator of urgent political interests.
The topic “Sports”, covered both by sports publications proper and general subjects publications, presents nowadays
one of the most politicized sectors of social interest. The sports media discourse, i.e. the language sphere of sports journalists, is permeated by elements of political discourse – the sphere of political interests, agreements and conflicts. As a result, a
politicized mass media sports discourse, which is really a provocative discourse, begins to be formed. The mass media sports
discourse falls under the influence of the political discourse and becomes dependant on it which is reflected in the turn of
sports journalese to the following topics: politics and society; crises and conflicts; discrimination and racism; etc. The article analyzes the arsenal of means allowing sports reporters manipulating the recipient’s consciousness and promoting certain political ideas (substitution of notions, words with negative connotations, irony, etc.). The article also demonstrates how
journalists take the liberty of making sharp political accusations, inadmissible for specialized sports publications. It is noted
that even breaches of commonly accepted international principles of professional ethics of journalists take place.
KEYWORDS: politicization; manipulation; collective consciousness; mediator; sports media discourse
Key words: politicization; manipulation; collective consciousness; mediator; sports media discourse