Рубрика: РАЗДЕЛ 6. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: Рецензия на монографию доктора филологических наук, профессора Е. В. Шустровой «Барак Обама и современная американская карикатура» (Екатеринбург, 2014). Появление работы обусловлено актуальностью обращения к исследовательскому объекту, требующему комплексного, многоаспектного изучения, в частности карикатурам, юмористическим рисункам и рекламе, сопровождаемым коротким текстом. Такие формы, называемые креолизованными текстами, помимо собственно лингвистического анализа, нуждаются в психологической, социологической и художественной оценке. На сегодняшний день не выработано общепризнанной методики анализа подобного синкретического материала. В первых главах монографии анализируются речи самого Барака Обамы, выявляются характерные для афроамериканской культуры образы и риторические приемы, восходящие к проповедям. Отдельно рассматривается метафорическое представление России посредством антитез (союзник — враг, необъятное пространство — закрытая коробка). Метафорические модели, характерные для дискурса публичных выступлений Б. Обамы, сопоставляются с метафорическими моделями карикатур на действующего американского президента. Выявляются проявляющиеся (и трансформирующиеся) в карикатурах культурные феномены: базовые архетипы юнгианской аналитической психологии, прецедентные феномены (ситуация, имя, прецедентные поза и жест), лингвокультурные типажи (супергерой, гоблин), типичные образы афроамериканской культуры (вульгарные Руфус и Самбо, миролюбивые Бакуит и Джим, а также дядя Том, образы детей-хулиганов)
Ключевые слова: графическая метафора; креолизованный текст; политический дискурс; политическая карикатура; Б. Обама; В. Путин
Abstract: This publication is a review of the book by Prof. E.V. Shustrova Barak Obama and the Modern American Cartoon, (Ekaterinburg, 2014). The publication of the book is substantiated by the urgency of turning to the object under research, which needs a complex multi-aspect study of caricatures, humorous pictures and advertisements supplied with a short text. Such forms are called creolized texts and, apart from linguistic proper analysis, need interpretation from the positions of psychology, sociology and art. At present, a universal method of analysis of such syncretic material has not been worked out yet. The first chapters are devoted to the analysis of the speeches of President Obama and the description of images and rhetorical devices originating from sermon and characteristic of Afro-American culture. A separate study is devoted to the metaphorical presentation of Russia with the help of antitheses (ally – enemy, unfathomable space – closed box, etc.). Metaphorical models, characteristic of the discourse of public speeches of B. Obama, are compared with the metaphorical models of cartoons of the acting American President. The author depicts the following cultural phenomena, functioning (and transforming) in the caricatures: basic archetypes of Jungian analytical psychology, precedent phenomena (situation, name, precedent pose and gesture, etc.), linguo-cultural characters (superman, goblin, etc.), and typical images of Afro-American culture (vulgar Rufus and Sambo, peaceful Buckwheat and Jim Crow, Uncle Tom and children hooligans)
Key words: graphical metaphor; creolized text; political discourse; political cartoon; B. Obama; V. Putin