СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ КАРИКАТУРА КАК ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме поликодовости текстовых образований, содержащих в себе не один, а множество языковых и неязыковых кодов. Поликодовость информации наблюдается тогда, когда в текстовое пространство, кроме языков элементов, включаются элементы других знаковых систем, обладающих своими кодами.
Функции поликодовости рассмотрены на материале политических военных плакатов (1941—1945 гг.) советских художниковкарикатуристов В. Н. Дени и «Кукрыниксов». Их работы демонстрируют единство вербальной и визуальной информации, которое обусловлено коммуникативно-когнитивной задачей адресанта, ярко выраженной манипулятивной функцией. Советская
власть активно использовала поликодовые тексты в собственных целях: распространить и утвердить в сознании людей негативный образ Гитлера с помощью когнитивных метафор и приема визуальной зоологизации; с помощью цвета и приема «художественной литоты» смоделировать образы «своих» и «чужих», положительно и отрицательно маркированных и представленных
рядом социально и концептуально значимых оппозиций «советский солдат ↔ фашист», «Сталин ↔ Гитлер», «красный ↔ черный», «жизнь ↔ смерть», «добро ↔ зло»
Ключевые слова: поликодовый текст; советский политический плакат; карикатура; антиномия «свой — чужой»;
когнитивная метафора; зоологизация; милитарная метафора; цвет; агитация; идеология
Abstract: The article describes the topical problem of multi-code in modern textual formations including not the only one but a
considerable number of sets of language codes and sub-codes. It is possible to speak about muli-code when a textual formation includes not
only the language elements, but also the elements from the other systems, having their own codes.
The functions of multi-code are considered on the text material of the Soviet political war posters (1941—1945) created by the Soviet
artists-cartoonists V. N. Denis and Kukryniksy. Their works represent the unity of the verbal and vis-ual information, which is due to communicative and cognitive priority of the sender and pronounced manipulative function. The Soviet government actively used multimodal texts
in their purposes: to disseminate and to fix in human consciousness a negative image of Hitler with the help of cognitive metaphors and the
use of visual Zoologica metaphors; using color and artistic litotes to simulate the images of «us» and «them», they positively and negatively
labeled and presented a number of socially and conceptually meaningful oppositions «Soviet soldier ↔ fascist» , «Stalin ↔ Hitler», «red ↔
black», «life ↔ death», «good ↔ evil»
Key words: multimodal text; Soviet political poster; caricature; antinomy «friend or foe»; cognitive metaphor; Zoological; military
metaphor; color; propaganda; ideology