РЕТРОСПЕКТИВНАЯ И ПРОСПЕКТИВНАЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ В СМИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящей статье автор обращается к актуальной проблеме парцелляции, феномен которой рассматривается с позиций когнитивно-семиотического подхода. Парцелляция трактуется как специальная визуально-графическая операция, расчленяющая единую структуру предложения на конституенты — основу и парцеллят. Для обозначения оператора парцелляции, финальной синграфемы, осуществляющей это членение, вводится понятие «парцеллографема». Парцеллографема и заглавная буква, с которой начинается парцеллят, являются экзогенными факторами (внешними стимулами), которые управляют распределением внимания в парцеллеме посредством смещения аттенциального фокуса на парцеллят. В ходе анализа были выявлены
два типа парцеллем, реализующих ретроспективное и проспективное фокусирование. Ретроспективный парцеллят размещается
постпозиционно по отношению к основе. Данный тип парцеллята возвращает реципиента к предшествующей информации, что
обеспечивает удержание в памяти, лучшее запоминание всей парцеллемы и позволяет актуализировать парцеллятный сегмент.
Проспективный парцеллят направляет мысль адресата на то, что будет впереди, но не раскрывает структуры ситуации и ее
участников. Находящаяся в фокусе информация в парцелляте проспективно настраивает адресата, мобилизует его творческий
потенциал, заставляет предугадывать то, что будет сконструировано в основе. Сопоставительное исследование позволяет
утверждать, что доминирующим типом парцелляции во французских и российских СМИ является ретроспективная парцелляция.
При этом проспективная парцелляция несколько чаще применяется во французской прессе. Данный факт отчасти обусловлен
особенностями грамматической системы французского языка
Ключевые слова: парцелляция; парцеллема; синтаксис; когнитивная лингвистика; ретроспекция; проспекция; фокусирование
Abstract: The article is devoted to an important problem of parceling. This phenomenon is considered from the point of view of the
cognitive-semiotic approach. Parceling is interpreted as a special visual graphic operation dividing a single sentence structure into constituents including a base and a parcelled fragment. To define the operator of parceling, the final singrapheme performing the segmentation, we
use the term "parcellographeme". The parcellographeme and the capital letter, which the parcel begins with, are exogenous factors (external incentives) that control the distribution of the attention in parcelleme by shifting the attentional focus to the parcel. The analysis revealed
two types of parcelleme realizing retrospective and prospective focusing. Retrospective parcel is postpositional to the base. This type of
parcel returns recipient to the previous information and that ensures its retention in memory, better remembering of the whole parcelleme
and allows updating parcel segment. Prospective parcel leads the thought of the recipient to what will be ahead but does not reveal the
structure of the situation and its participants. The focused information contained in the parcel prospectively adjusts the recipient, mobilizes
its creative potential and makes them anticipate what will be constructed at the base. A comparative study allows taking up the position that
the dominant type of parcelling in the French and Russian media is a retrospective parceling. However, the prospective parceling is more
often used in French media. This fact is partly due to the peculiarities of the grammatical system of French
Key words: parceling; parcelleme; syntax; cognitive linguistics; retrospection; perspective; focusing