КОНСТРУИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОЙ ПАНИКИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
- Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается понятие «моральная паника» с точки зрения его применимости для лингвистического анализа дискурса. На примере американского политического дискурса утверждается, что моральная паника может
вполне сознательно конструироваться заинтересованными людьми. При этом обязательно есть и объективная сторона паники — событие или некие действия, которые действительно заслуживают порицания. Однако с помощью манипуляций, инвективных и дискредитирующих стратегий и тактик заинтересованные лица (политики, журналисты, рекламодатели и т. п.), как правило, преувеличивают масштабы произошедшего. Цель любой моральной паники — вызвать страх и тревогу в сердцах людей,
«поселить» в их жизни неопределенность и нестабильность, заставить их действовать определенным образом. Анализируется
американский политический дискурс 2015—2017 гг. (предвыборная кампания и период после нее), позволяющий проследить зарождение, развитие и затухание моральной паники, связанной с фигурой Д. Трампа. В начальный период одновременно поводом и
предметом паники послужило эпатажное поведение Д. Трампа, когда «вызывающий разногласия язык» Д. Трампа превращается
во время первых дебатов в предмет для дискуссий. Затем поведение Д. Трампа, его высказывания связываются (безосновательно)
с происходящими в мире, да и в самой Америке социальными потрясениями, например, терроризмом, ростом расистских настроений и т. п. В 2016 г. выделяется три пика моральной паники, создававшие благодатную почву для манипуляций, инвективных
выпадов, «припоминания» старых обид
Ключевые слова: моральная паника; политический дискурс; манипуляция сознанием; манипулятивное воздействие;
эмоциональные состояния
Abstract: The paper discusses the concept “moral panic” from the point of view of its worth for linguistic analysis of discourse.
Based on the American political discourse, it is argued that moral panic may be constructed on purpose by those concerned. There is always
an objective element of panic, it is an event or action that should be condemned. Usually all those interested (politicians, journalists, advertisers, etc.) exaggerate the drama using manipulation, invective and discrediting strategies and tactics. The aim of every moral panic is to
cause fear and anxiety in the minds of people, to bring instability and bewilderment into their lives and to make them act in a certain way.
American political discourse of 2015–2017 is analyzed (electoral campaign and its result), which made it possible to study the origin, development and weakening of moral panic associated with the image of D. Trump. In the beginning of this period the panic was caused by epatage behavior of D. Trump, when Trump’s language in his first debates becomes the source of discussion. Then, Trump’s statements are
connected with the situation in the world and with social cataclysms in America (terrorism, racism, etc.). There are three types of moral
panic of 2016: fruitful for manipulation, invectives, “chewing the rag”
Key words: moral panic; political discourse; manipulation of consciousness; manipulative influence; emotional state