Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена изучению такого феномена, как «информационная атака». Обращение к исследованию лежащей в основе этого понятия метафоры позволяет выявить сущностные характеристики рассматриваемого явления и разработать его дефиницию. Информационная атака определяется как спланированное, целенаправленное, массированное информационное воздействие на адресата, результатом которого является формирование запрограммированного общественного мнения, а следовательно, и поведения. Информационная атака, в отличие от перманентного состояния информационной войны, имеет четко выраженные временные границы. Массированность информационной атаки проявляется как в количественном, так и в качественном аспекте. При изучении информационной атаки учитывается фактор множественности адресата, влияющий на выбор вербальных и невербальных средств, посредством которых осуществляется эффективное воздействие. Эффективность информационной атаки становится ощутимой после ее проведения и проявляется в конечном итоге на невербальном уровне. В работе также рассматривается модель информационной атаки, анализируются такие ее составляющие, как коммуникатор, сообщение, канал, адресат, эффект. В качестве материала использованы статьи авторитетных британских СМИ в период с ноября 2015 г. по август 2016 г., посвященные употреблению допинга российскими спортсменами (эти сведения были названы официальными лицами России информационной атакой)
Ключевые слова: информационные атаки; политическая метафорология; политические метафоры; СМИ; средства массовой информации; политический дискурс; медиадискурс; медиатексты; допинг; спортсмены
Abstract: The paper discusses the phenomenon of “Information attack”. The study of the metaphor making the basis of this concept helps reveal the essential characteristics of the phenomenon and define it. Information attack is a planned, purposeful, mass information manipulation of addressee, the result of which is formation of pre-planned public opinion and, consequently, behavior. Information attack, as different from the permanent state of information war, has specific timeframes. The mass character of information attack manifests itself both in quantitative and qualitative aspects. When we study information attack, it is necessary to take into account multiplicity of addressee that influences the choice of verbal and non-verbal means used to manipulate. Efficiency of information attack is perceived in the aftermath and reveals itself on non-verbal level. The paper presents the model of information attack and analyzes its components including communicator, message, channel, addressee and effect. The material for this research is made of the articles discussing doping in Russian sport published in quality British media in November 2015-August 2016. Russian authorities consider this information to be an information attach
Key words: information attacks; political metaphors; political metaphors; mass media; mass media; political discourse; media discourse; media texts; doping; athletes