О массовой коммуникации, которая приручает и манипулирует
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-03-05
Аннотация: Целью настоящей статьи ставится исследование ключевых понятий теории СМИ, политической лингвистики, журналистики и других научных и прикладных областей — информации и массовой коммуникации. Феномен информации рассматривается в ее двух основных ипостасях: как любых данных и сообщений, доходящих до адресата, и как ценных, действительно необходимых человеку сведений в его повседневной, профессиональной деятельности, а также требующихся для формирования и укрепления его морально-нравственных качеств.
Выделяются основные типы и виды информации, объясняются различия между коммуникативным и инструментальным поведением ее отправителя.
Авторами также предпринят анализ функционирования средств массовой информации сквозь призму контента, который они транслируют аудитории. Подчеркивается, что массовая коммуникация направлена на реализацию
определенного интереса субъекта информирования и нередко ведет к сознательному и бессознательному обману
адресата.
В исследовании используются описательный, синхронический, ономасиологический («внеязыковое содержание — языковая форма») и функциональный методы. Результаты работы раскрывают соотношение и взаимосвязь
видов информации в политическом и других видах дискурса, а также основные тенденции и скрытые последствия
работы печатных, вещательных и сетевых медиа. Выводы исследования позволяют говорить о том, что в процессе коммуникации воздействие на реципиента осуществляется комплексно: как собственно лингвистическими, так и
паралингвистическими и экстралингвистическими средствами. В свою очередь, отправитель сообщения комплексно использует различные виды информации с целью выполнения коммуникативной задачи. Однако более значимым
представляется то, что процесс распространения информации как передачи знаний и высоких идеалов в настоящее
время все более превращается в процесс ниспровержения моральных, духовных и нравственных ценностей. Статья
предназначена для лингвистов, политологов, журналистов и широкого круга читателей
Ключевые слова: язык СМИ; СМИ; средства массовой информации; журналистика; медиалингвистика;
медиадикурс; медиатексты; массовая коммуникация; коммуникативное поведение; инструментальное поведение;
виды информации
Abstract: The goal of the present article is to study the key notions of the mass media theory, political linguistics,
journalism and other scientific and applied fields: information and mass communication. The phenomenon of information is
considered in its two main forms: as any data or messages delivered to the recipient and as valuable knowledge, really necessary to an individual in their every-day and professional activity, as well as important for the formation and consolidation
of their moral personality traits. The article defines the main types and kinds of information and explains the difference between the communicative and instrumental behavior of its sender.
The authors also analyze the functioning of mass media through the lens of the content translated to the audience. It is
emphasized that mass communication is aimed to realize a certain interest of the information subject and often causes a deliberate or fortuitous deceit of the recipient.
The study uses the descriptive, synchronic, onomasiological (“extralinguistic content — linguistic form”) and functional
methods. The research results reveal the balance and relationships between different kinds of information in political and
other types of discourse, as well as the main tendencies and implicit consequences of the work of the printed, broadcasting
and online media. The conclusions allow arguing that the impact upon the recipient in the process of communication is exercised in a complex manner: both by purely linguistic and by paralinguistic and extralinguistic means. In their turn, the message sender uses different kinds of information in order to achieve the communication goal. However, it seems more significant that the process of information dissemination as translation of knowledge and high ideals increasingly turns nowadays
into the process of overturning moral, spiritual and intellectual values. The article is designed for linguists, politologists,
journalists and a wide range of readers
Key words: mass media language; mass media; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass
communication; communicative behavior; instrumental behavior; kinds of information
Для цитирования:
Гаврилов, Л. А. О массовой коммуникации, которая приручает и манипулирует /
Л. А. Гаврилов, Р. И. Зарипов // Political Linguistics. – 2020. – №3. – С. 53-60. DOI 10.26170/pl20-03-05.
For citation
Gavrilov, L. A. About Mass Communication that Tames and Manipulates / L. A. Gavrilov, R. I. Zaripov // Political Linguistics. – 2020. – №3. – P. 53-60. DOI 10.26170/pl20-03-05.