Лингвистические средства ведения информационной войны
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-03-09
Аннотация: В данной статье автор проводит лингвистический анализ языковых средств ведения современной
информационной войны. Исследование выполнено на материале американских и британских СМИ, информационных сайтов «The New York Times», «The Washington Post», «The Economist», «The Guardian», «The Telegraph», а также интернетресурсов канала «BBC News», освещающих главным образом российско-американские отношения, ситуацию в Сирии и в
Украине. Результаты проведенного анализа позволили выявить различные лингвистические приемы и средства, используемые западными СМИ в качестве инструмента манипуляции массовым сознанием, а также показали, что основной целью информационной агрессии является преднамеренное введение аудитории в заблуждение и внушение определенной
идеи с целью ее идеологического подчинения и достижения желаемых геополитических целей. Особое значение в данном
контексте приобретает лингвостилистический анализ зарубежной англоязычной прессы. Одна из основных задач автора любого материала прессы — создать необычный, сенсационный заголовок, поэтому заголовки часто оказывают манипулятивное воздействие на эмоции читателя (распространенные методы: эмоционально-оценочные фразеологизмы,
гипербола, метафора). В текстах статей к этим приемам добавляются использование лексем с негативно окрашенной
семантикой, проведение исторических аналогий, употребление эвфемизмов при описании собственных военных акций и
отсутствие эвфемизмов при характеристике аналогичных действий объекта информационной атаки. Знание механизмов манипулятивного воздействия в условиях его постоянно усиливающейся агрессивности необходимо для противостояния психологической и информационной войне
Ключевые слова: лингвостилистический анализ; информационные войны; политический дискурс; лексемы; эвфемизм; политические метафоры; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ;
средства массовой информации; британские СМИ; американские СМИ ; фразеологизмы
Abstract: The author of the given article analyzes linguistic means of conducting a modern information war. The
study is based on the material of American and British printed media and their online versions The New York Times, The
Washington Post, The Economist, The Guardian, The Telegraph, as well as the internet-resources of the TV channel BBC
News highlighting mainly the Russian-American relations and the situation in Syria and Ukraine. The analysis results make
it possible to identify various linguistic techniques and means used by the Western mass media as instruments of manipulating mass consciousness and also show that the main aim of information aggression consists in purposive disinformation of
the audience and promotion of a certain idea meant to produce ideological impact on the audience and to achieve the desired
geopolitical goals. It is linguo-stylistic analysis of the foreign English-speaking press that acquires special importance in this
context. One of the main tasks of the author of any material in the press is to create an unusual sensational headline; that is
why headlines often produce manipulative impact upon the emotions of the reader (the most typical methods include: emotional-evaluative phraseologisms, hyperbole and metaphor). The texts of these articles also employ lexemes with negative
semantics and historical analogies, and use euphemisms in describing own military actions and no euphemisms in characterizing similar actions of the object of an information attack. The knowledge of the mechanisms of manipulation under the conditions of continuous growth of its aggressiveness is necessary to be able to counteract psychological and information war
Key words: linguo-stylistic analysis; information wars; political discourse; lexemes; euphemism; political metaphors; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; British mass media; US mass media; phraseologisms
Для цитирования:
Якунин, С. А. Лингвистические средства ведения информационной войны / С. А. Якунин // Political Linguistics. – 2019. – №3. – С. 77-82. DOI 10.26170/pl19-03-09.
For citation
Yakunin, S. A. Linguistic Means of Conducting Information War / S. A. Yakunin // Political Linguistics. – 2019. – №3. – P. 77-82. DOI 10.26170/pl19-03-09.