Образ Китая в российских и американских СМИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена цифровыми реалиями современной цивилизации, когда наличие богатого арсенала языковых средств и информационно-коммуникационных технологий позволяет политически ангажированным СМИ оказывать существенное влияние на динамику развития человеческого общества, функционирование механизмов государственного управления и межнационального взаимодействия. В статье рассматриваются вербальные средства манифестации образа Китая в интердискурсивной среде массмедиа России и США сквозь призму этнокультурной специфики прагматического восприятия значимых явлений в жизни китайского общества в эпоху цифровой глобализации. Инструментарием исследования стали эмпирические методы наблюдения и сравнения, анализа и синтеза, применяемые комплексно в ходе лингвистического анализа медиатекстов на английском и китайском языках. Практические примеры рассмотрены с задействованием лингвистических методов семантико-структурного, прагматического и дискурсивно-коммуникативного анализа. В фокусе авторского внимания находятся ключевые топосы интердискурсивного пространства российских и американских СМИ, которые актуализируются субъектами информационно-психологического противоборства с целью трансформации общественного мнения относительно образа Китая в глазах целевой аудитории. Контрастивное сопоставление результатов лингвистического анализа медиатекстов СМИ в России и США показало, что нарративы современного российского медиадискурса по китайской тематике способствуют формированию положительного образа КНР как стратегического союзника и торгового партнера РФ, в то время как англоязычный медиадискурс насыщен лингвоинформационными моделями отображения китайской действительности с негативной оценочностью
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, российские СМИ, американские СМИ, образ Китая, коммуникативные стратегии, вербальные маркеры, идеологическая поляризация, фейки
Abstract: The urgency of the article can be attributed to the digital opportunities of modern civilization, when the presence of a rich arsenal of language tools and information and communication technologies allows politically engaged media to have a significant impact on the dynamics of human society development, the functioning of mechanisms of public administration and interethnic interaction. The article explores the verbal means of manifestation of the image of China in the interdiscursive media environment of Russia and the United States through the prism of the ethno-cultural specificity of the pragmatic perception of significant phenomena in the life of Chinese society in the era of digital globalization. The research tools embrace empirical methods of observation and comparison and analysis and synthesis, applied comprehensively in the course of linguistic analysis of media texts in English and Chinese. Practical material is considered using the linguistic methods of semantic-structural, pragmatic and discursive-communicative analysis. The author's attention is focused on the key topos of the interdiscursive space of Russian and American media, which are actualized by the subjects of information and psychological confrontation with the aim to transform the public opinion about the image of China in the eyes of the target audience. A contrastive comparison of the results of linguistic analysis of media texts in Russia and the United States has shown that the narratives of the modern Russian media discourse on Chinese topics facilitate the formation of a positive image of the PRC as a strategic ally and trading partner of the Russian Federation, while the English-language media discourse is saturated with linguistic and informational models reflecting Chinese reality with negative evaluation
Key words: ournalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Russian mass media, American mass media, image of China, communication strategies, verbal markers, ideological polarization, fakes
Для цитирования:
Хабаров, А. А. Образ Китая в российских и американских СМИ / А. А. Хабаров,
А. П. Чудинов, Ян Кэ. — Текст : непосредственный // Political Linguistics. – 2022. – №2. – С. 159-171.
For citation
Khabarov A. A., Chudinov A. P., Yang Ke (2022). The Image of China in Russian and American Mass Media // Political Linguistics. – 2022. – №2. – P. 159-171.