Прецедентные имена в СМИ: методики исследования
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_02
Аннотация: В современной лингвистике получили широкое распространение исследования прецедентных имен (ПИ) в СМИ, однако до сих пор отсутствует классификация существующих методик анализа ПИ в медиадискурсе. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе обзора современных публикаций инвентаризировать основные методики анализа прецедентных имен в СМИ. Как показал анализ, на сегодняшний момент
можно выделить шесть основных методик анализа ПИ в медиадискурсе: 1) методика исследования ПИ, объединяемых сферой-источником, подразумевающая изучение ПИ из определенной понятийной сферы прецедентности в текстах СМИ; 2) методика исследования ПИ, объединяемых сферой-мишенью, подразумевающая анализ ПИ, задействованных для описания определенного концепта, с целью инвентаризации сфер-источников, актуализированных в СМИ для описания выбранной сферы-мишени; 3) методика функционального анализа, направленная на выявление функций, которые ПИ выполняют в СМИ; 4) лексикографическая методика исследования ПИ, включающая сочетание компонентного анализ лексем с изучением концептуальных признаков прецедентных имен, актуализированных в медиадискурсе; 5) методика дискурсивного исследования, в которой точкой отсчета для изучения ПИ становится определенный дискурс, в котором изучаются все онимы без ограничения сфер-мишеней и сферисточников прецедентности; 6) методика анализа переводов ПИ, при использовании которой исследователь сначала дает описание ПИ в одном языке, а потом сравнивает оригинальный текст с его переводом на иностранный язык
Ключевые слова: прецедентные феномены; прецедентные имена; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; методика анализа; интертекстуальность
Abstract: The study of precedent names in the media has become widespread in modern linguistics, but there is still no classification of contemporary methods of analyzing precedent names in media discourse. The purpose of this study is to classify the main methods of analyzing precedent names in the media based on a review of modern publications. The analysis has shown that at the moment, there are six main methods of analyzing precedent names in media discourse: 1) a method of
investigation of precedent names united by the source domain, implying the study of onyms from a certain conceptual domain of precedence in media texts; 2) precedent names research methods united by the target sphere, implying the analysis of onyms used to describe a certain concept in order to take stock of the source domains actualized in the media to describe the target domain chosen; 3) functional analysis aimed at identifying the functions that precedent names perform in media discourse; 4) lexicographic research methods of precedent names, including a combination of component analysis of lexemes with the study of conceptual features of onyms actualized in media discourse; 5) a method of discourse analysis which proceeds from the study of precedent names and includes all onyms without separating them between target domains and source domains of precedence; 6) a method of analyzing translations of precedent names when the researcher first gives a description of a precedent name in one language, and then compares the original text with its translation in a foreign language
Key words: precedent phenomena; precedent names; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; methods of analysis; intertextuality
Для цитирования:
Будаев, Э. В. Прецедентные имена в СМИ: методики исследования / Э. В. Будаев // Political Linguistics. – 2021. – №3. – С. 22-36. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_02.
For citation
Budaev, E. V. Precedent Names in the Media: Research Methods / E. V. Budaev // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 22-36. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_02.