Особенности отображения вакцинации против коронавируса в медийном дискурсе
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999- 2629_2021_06_04
Аннотация: В работе рассматриваются некоторые особенности отражения вакцинации против коронавируса в российских печатных медиа 2020—2021 гг. Материалом для наблюдений являются медиатексты разных
жанров, опубликованные в газетах «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Газета.ру»,
«Новая газета» и других, в редких случаях — тексты из интернета. Исследование позволяет увидеть некоторые
особенности слов «вакцина» и «вакцинация», которые можно определить как ключевые слова — социально значимые слова, находящиеся в центре общественного внимания в определенный период. Как и новые «пандемийные слова» (коронавирус, корона, COVID-19, ковид), эти старые, давно знакомые слова стали жить новой, активной жизнью, демонстрируя интересные характеристики ключевых слов. Отмечается текстогенность слов «вакцина» и «вакцинация» (способность «порождать» большое количество текстов разных жанров): они оказываются в центре как
текстов информационных жанров, так и авторской публицистики. Отдельно рассматриваются тексты юмористического характера, например анекдоты (их темой обычно становятся особенно важные для общества вещи). Указанные ключевые слова также характеризуются частотностью и изменением семантики (новая сочетаемость слова
«вакцина» определяется тем, что слово используется для обозначения только препарата, который формирует иммунитет именно к коронавирусной инфекции). Приводятся многочисленные словосочетания с прилагательными, отражающие разные стороны процесса вакцинации, анализируются окказиональные дериваты, демонстрирующие словообразовательную продуктивность ключевых слов, а также трансформация прецедентных текстов при обращении к
теме вакцинации (особенно характерна для заголовков, поскольку привлекает читательское внимание). Отмечается
перспективность сопоставительных исследований данной темы на материале разных языков
Ключевые слова: журналистика: медиапространство; СМИ; средства массовой информации; медиадискурс; медиатексты; язык СМИ; российские СМИ; языковые средства; политический дискурс; русский язык;
вакцины; вакцинация населения; ключевые слова; текстогенность; языковая игра; прецедентные феномены; коронавирус; пандемия; инфекции
Abstract: The paper discusses some specific features of reflection of vaccination against coronavirus in the Russian
print media in 2020-2021. The research material includes media texts of different genres published in the newspapers
“Kommersant”, “Moskovsky Komsomolets”, “Arguments and Facts”, “Gazeta.ru”, “Novaya Gazeta” and others and, in
rare cases - texts from the Internet. The study allows one to see some peculiarities of the words “vaccine” and “vaccination”, which can be defined as key words – socially significant words that are in the center of public attention in a certain
period. Like the new “pandemic words” (coronavirus, corona, COVID-19, covid), these old, long-familiar words began to
live a new, active life, demonstrating interesting characteristics of key words. The study reveals the text generating potential
of the words “vaccine” and “vaccination” (the ability to “generate” a large number of texts of different genres): they find
themselves at the center of both information genre texts and authored publicistic texts. Humorous texts, such as jokes, are
considered separately (their topics are usually things especially important for society). These key words are also characterized by frequency and change of semantics (the new combinability of the word “vaccine” is determined by the fact that the
word is used to refer only to a drug that forms immunity to coronavirus infection). Numerous phrases with adjectives reflecting different aspects of the vaccination process are given, occasional derivatives demonstrating the word-formation productivity of the key words are analyzed, as well as the transformation of precedent texts referring to the topic of vaccination
(especially characteristic of headlines, since it attracts readers' attention). The study stresses the prospects of comparative
studies of this issue on the material of different languages
Key words: journalism; media space; mass media; media discourse; media texts; mass media language; Russian
mass media; language means; political discourse; Russian language; vaccines; vaccination of the population; keywords; text
generating potential; language game; precedent phenomena; coronavirus; pandemics; infections
Для цитирования:
Цонева, Л. М. Особенности отображения вакцинации против коронавируса в медийном дискурсе / Л. М. Цонева // Political Linguistics. – 2021. – №6. – С. 37-45. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_04.
For citation
Coneva, L. M. Specificity of Presentation of Vaccination Against Coronavirus in Media Discourse /
L. M. Coneva // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 37-45. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_04.