О методе фасцинативного анализа
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье излагается общая характеристика фасцинативного анализа — нового метода исследования в политической лингвистике, медиалингвистике, лингвистике информационно-психологической войны и других актуальных направлениях коммуникативного профиля. Фасцинативный анализ состоит в определении областей и элементов медиатекста, которые способствуют трансляции информации с привлечением механизмов внушения, которые опираются на эмоционально-экспрессивный уровень организации психики человека и запускаются фасцинацией. Главная цель метода заключается в том, чтобы определить, насколько медиатекст манипулятивен с точки зрения воздействия на адресата эмоциогенных факторов, отражающих установку адресанта на психологическое давление и внушение информации. В этой связи анализ предусматривает также сопутствующее указание концептуальных установок сообщения, которые выделяются или скрываются адресантом за счет фасцинации, а также их аксиологической нагрузки.
Выделяются четыре основные этапа фасцинативного анализа и раскрывается их общая процедурность, проводится связь с другими методами коммуникативных исследований. Подчеркивается, что фасцинативный анализ — это междисциплинарный метод, который учитывает применение субъектом воздействия не только лингвистических, но и экстралингвистических средств коммуникации, что весьма характерно для современных медиатекстов.
Ключевые слова: политический дискурс, политическая лингвистика, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, фасцинативный анализ, информационно-психологическое воздействие, коммуникативная матрица, эстетика, фасцинация, фасцинативные элементы, фокус фасцинации, эмоциогенность, внушение, убеждение, концептуальная установка, коммуникативные установки
Abstract: The article presents the general characteristics of fascinative analysis — a new research method in political linguistics, media linguistics, linguistics of information-psychological warfare and other relevant communicative areas. Fascinative analysis consists in identifying the parts and elements of a media text that facilitate translation of information involving suggestion mechanisms that rely on the emotional-expressive level of organization of the human psyche and are triggered off by fascination. The main aim of the method is to determine the degree to which a media text has been manipulated in terms of the impact on the addressee by emotiogenic factors that reflect the sender’s attitude to psychological pressure and suggestion of information. In this regard, the analysis also presupposes accompanying indication of the conceptual purposes of the message, which are highlighted or hidden by the addresser through fascination, as well as their axiological load.
The author distinguishes four main stages of fascinative analysis, describes their general procedural nature, and establishes a connection with other communicative research methods. It is emphasized that fascinative analysis is an interdisciplinary method that considers the subject’s use of not only linguistic but also extralinguistic means of communication, which is quite typical of modern media texts.
Key words: political discourse, political linguistics, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, fascinative analysis, information-psychological impact, communicative matrix, aesthetics, fascination, fascinative elements, fascination focus, emotiogenic factor, suggestion, conviction, conceptual purpose, communicative purposes
Для цитирования:
Зарипов, Р. И. О методе фасцинативного анализа / Р. И. Зарипов. — Текст : непосредственный // Political Linguistics. – 2025. – №5. – С. 69-80.
For citation
Zaripov R. I. (2025). On the Method of Fascinative Analysis // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 69-80.
