Файл статьи: PDF
DOI: DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_12
Аннотация: В статье представлены результаты исследования специфики приемов информационнопсихологического воздействия в статических поликодовых текстах — мемах и демотиваторах, посвященных массовой самоизоляции. Анализ показал, что приемы манипуляции («манипулятивное комментирование», «эффект присутствия», «принцип контраста») и пропаганды («общий вагон», «трансфер», «подтасовка карт», «осмеяние», «ссылка на авторитеты») использованы в одних случаях для поддержания таких коммуникативных стратегий, как диффамация объекта и косвенное негативное оценивание объекта, с целью формирования/поддержания в сознании целевой аудитории негативного «медийного образа» и общественного мнения о представителях правоохранительных органов, а также мерах правительства по нераспространению коронавирусной инфекции на территории РФ, что говорит об их намеренном использовании, а в других — не столь часто реализуются в рамках стратегий создания психологического напряжения, нейтрализации шокового состояния и пробуждения сочувствия к жертвам «самоизоляции». При этом данные тексты могут одновременно выступать средством выражения и формирования общественного мнения. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что статические поликодовые тексты, посвященные различным сторонам массовой самоизоляции, создавались в соответствии с целым рядом прагматических целей, среди которых рассмешить, высмеять, напугать или поделиться собственными страхами, успокоить, вызвать сочувствие, научить/информировать, сформировать негативное мнение об объекте, дискредитировать объект, заставить задуматься, убедить или переубедить адресата сообщения, приободрить тех, кто оказался на дистанционном обучении или удаленном режиме работы, а также показать повседневные трудности людей, находящихся в условиях массовой самоизоляции и вынужденного социального дистанцирования, изменения их душевного состояния, мировосприятия и миропонимания
Ключевые слова: политический дискурс; поликодовые тексты; массовая самоизоляция; пандемия; эпидемии; коронавирус; информационно-психологическое воздействие; манипуляции сознанием; манипулятивное воздействие; коммуникативные стратегии; мемы; демотиваторы
Abstract: The article presents the results of a study of the specific nature of information and psychological impact techniques in static polycode texts-memes and demotivators dedicated to mass lockdown. The analysis shows that the techniques of manipulation (“manipulative commenting”, “the effect of presence”, “the principle of contrast”) and propaganda (“common carriage”, “transfer”, “card manipulation”, “ridicule”, “reference to authorities”) are used in some cases to support such communication strategies as defamation of the object and indirect negative evaluation of the object, in order to form / maintain in the minds of the target audience a negative "media image" and public opinion about representatives of law enforcement agencies, as well as the government's measures to prevent the spread of coronavirus infection on the territory of the Russian Federation, which indicates their deliberate use. In other cases they are sometimes implemented as part of the strategies aimed to create psychological tension, neutralize shock and awaken sympathy for the victims of “lockdown”. At the same time, these texts can simultaneously serve as a means of expressing and forming public opinion. All this once again highlights the fact that static polycode texts dedicated to various aspects of mass lockdown were created in accordance with a number of pragmatic goals, targeted to make people laugh, ridicule, frighten or share their own fears, calm them down, arouse sympathy, teach / inform them, form a negative opinion about the object, discredit the object, make them think, convince or make the recipient of the message change their mind, cheer up those who on distant learning or work mode, as well as show the everyday difficulties of the people living in lockdown and forced social distancing, and describe changes in their state of mind, world perception and worldview
Key words: political discourse; polycode texts; mass lockdown; pandemic; epidemic; coronavirus; information and psychological impact; conscience manipulation; manipulative impact; communicative strategies; memes; demotivators

Для цитирования:

Тагильцева, Ю. Р. Приемы информационно-психологического воздействия в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции / Ю. Р. Тагильцева // Political Linguistics. – 2021. – №2 . – С. 127-133. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_12.

For citation

Tagil'tseva, Yu. R. Techniques of Information and Psychological Impact in Static Polycode Texts on Lockdown / Yu. R. Tagil'tseva // Political Linguistics. – 2021. – №2 . – P. 127-133. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_12.