Файл статьи: PDF
Аннотация: Стратегия демонизации является основным методом информационной войны. Цель данного исследования — выявить приемы речевого воздействия, направленные на создание стратегии демонизации в ходе информационной войны. Демонизация политического лидера исследуется на примере телевизионных передач канала «CNN Live», посвященных войне в Сирии, Башару Асаду и членам его семьи. Установлено, что в период войны в Сирии использовались приемы манипулятивного убеждения и внушения, когда в психику реципиента внедряются цели, оценки, идеи, искажающие картину мира или выгодные коммутатору без учетов интереса реципиента. Выделены основные приемы речевого воздействия: апелляция к авторитетным личностям, мнения которых неоспоримы (в эфир приглашаются эксперты — опытные политики и научные сотрудники университетов), персонализация события (внимание реципиентов отвлекается от сути события и акцентируется на личности и ее качествах), апелляция к устоявшимся стереотипам (насаждение своих ценностей и неприятие чужих, активизирующее базовую оппозицию «свой — чужой»), использование полуправды (игнорирование фактов, которые противоречат идеологической установке), устрашение (демонизация иррациональна и всегда воздействует на чувства, сильное воздействие оказывают негативные эпитеты и истории из жизни с участием объектов демонизации), предъявление обвинений (обвинения предъявляются без доказательной базы), апелляция к фоновым знаниям через аналогии (чтобы задействовать фрейм «мафия», автор проводит аналогию с семьей Корлеоне: для каждого члена семьи Башара Асада находится прототип в фильме Ф. Копполы)
Ключевые слова: стратегия демонизации; приемы речевого воздействия; информационные войны; метафорические фреймы; свой — чужой; политический дискурс; политические деятели; медиатексты; медиадискурс; медиалингвистика; СМИ; средства массовой информации; политическая метафорология; политические метафоры
Abstract: The strategy of demonization is the basic method used in information war. The goal of this research is to reveal means of speech manipulation aimed at demonization strategy formation in information war. Demonization of a political leader is analyzed on the basis of TV programs in «CNN Live» devoted to Syria war, Bashar Assad and his family members. It is found that during the war in Syria such manipulation techniques were especially frequent: the recipient’s mind was filled with the goals, ideas and evaluations that distorted reality and were beneficial for the addresser. The main techniques of speech manipulation are the following: appeal to famous people, whose authority is unchallenged (experts, politicians and scholars from the largest universities are invited to take part in the TV program); personalization of the event (the addressee’s attention is focused on the personality and personal traits rather than on the event); appeal to the common stereotypes (introduction of one’s values and rejection of the values of the others, the opposition “we – the others”); half-truth (disregard of facts that contradict ideological belief); threatening (demonization is always irrational, it appeals to the senses and feelings; negative epithets and life stories of the demonization subjects are especially strong); accusation (charges are brought without any evidence); appeal to the background knowledge via analogy (to activate the frame “Mafia”, the author brings the analogy with the Corleone family: every member of Bashar Assad’s family is compared to the character from the film)
Key words: strategy of demonization; speech manipulation techniques; information war; metaphorical frames; we – the others; political discourse; political leaders; media texts; media discourse; media linguistics; media; mass media; political metaphorology; political metaphors