Вам может быть интересно:
Архив журнала
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПЕЧАТНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ МАТЕРИАЛАХ 2018 Г.
- 341
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена прагматико-стратегической организации предвыборного печатного дискурса. Целью
автора является характеристика печатных предвыборных изданий газетного формата с точки зрения выявления в них репертуара политических стратегий кандидатов на пост президента РФ (выборы-2018), а также репертуара коммуникативных стратегий, используемых в качестве поддержки стратегий политических. В статье получила частичное решение и более узкая задача —
обобщение наблюдений над формальной организацией предвыборных изданий и формулировка выводов о коммуникативных удачах
и неудачах каждого из них. В качестве материала автором выбраны 4 предвыборные газеты, изданные в поддержку В. Путина,
П. Грудинина, Г. Явлинского и К. Собчак. Основной политической стратегией, использованной в газете «Команда Путина», является консервативная стратегия в сочетании со стратегией перспективы. Коммуникативные стратегии в материалах данного
издания — это аргументативная (пристыковка к авторитету), контактоустанавливающая, развлекательная и имиджевая (реализуется вариант имиджа «Обычный человек»). Основными политическими стратегиями, реализованными в газете в поддержку
П. Грудинина, являются инновационная стратегия изменений в сочетании с агрессивной (наступательной) стратегией, направленной в адрес политических оппонентов. К коммуникативным стратегиям можно, в свою очередь, отнести стратегию опровержения, контратакующую и имиджевую (микророль — «Хозяин», «Батька»). В «Президентской газете» в поддержку Г. Явлинского основными политическими стратегиями являются также инновационная в сочетании с агрессивной; к коммуникативным
же стратегиям можно отнести ретроспективно-перспективную, контактоустанавливающую и имиджевую (микророль — «Умник»). В предвыборной газете «Ксения» основными политическими стратегиями вновь являются инновационная и агрессивная,
а коммуникативными — стратегия самоизменений, реализуемая посредством целого ряда коммуникативных тактик, контактоустанавливающая, в том числе направленная на полифоническую организацию текстового материала, и имиджевая (микророли —
«Ревизор», «Женщина-мать»). Сказанное определяет тенденцию к использованию в печатном предвыборном дискурсе двух репертуаров политических стратегий: консервативной в сочетании с перспективной, с одной стороны, и инновационной в сочетании
с агрессивной — с другой. В свою очередь, инвариантной коммуникативной стратегией является имиджевая стратегия. Остальные коммуникативные стратегии выступают как вариативные и во многом зависят от целого ряда экстралингвистических условий и обстоятельств
Ключевые слова: предвыборный дискурс; политический дискурс; политические стратегии; политическая коммуникация; политические деятели; коммуникативные стратегии; медиадискурс; средства массовой информации; медиалингвистика;
медиатексты
Abstract: The article analyzes pragmatic and strategic structure of pre-election print media discourse. The aim of this research is
to study print pre-election newspapers to reveal the repertoire of political strategies of the candidates for presidency in Russia in 2018.
Communicative strategies used to intensify political strategies are studied as well. One more problem has been solved in this research — the
analysis of the structure of pre-election publications from the point of view of communicative success or failure. The material for this
research consists of four pre-election newspapers to support such candidates as V.Putin, P. Grudinin, G. Yavlinsky and K. Sobchak. The
main strategies used in the paper “Putin’s Team” are conservative strategy and the strategy of perspective. Communicative strategies of this
newspaper are argumentative (appeal to the authority), phatic, entertaining and image-building (the image of an “Ordinary man” is being
created). The main political strategies in the paper to support P. Grudinin are innovative and aggressive strategies addressed to the political
opponents. Communicative strategies of this paper include those of denial, contracting and image-building (micro-king “Owner”,
“Father”). In “President’s Newspaper” supporting G. Yavlinsky, the main political strategies are innovative and aggressive; communicative
strategies include retrospective and perspective, phatic and image-building (micro-king “The Clever”). In pre-election newspaper “Ksenia”,
supporting K. Sobchak, we find such political strategies as innovative and aggressive, while communicative strategies include the strategy
of self-change developed with the help of a number of communicative tactics; phatic aimed at polyphonic arrangement of the text; and
image-building (Micro-kings) “Inspector” and “Woman-mother”). The abovementioned strategies make it possible to conclude that there is
a tendency to use two types of political strategies in print pre-election papers: conservative in combination with perspective and innovative
accompanied by aggressive. The invariant communicative strategy for all the analyzed materials is the image-building one. All the other
communicative strategies depend on a number of extra-linguistic factors
Key words: pre-election discourse; political discourse; political strategies; political communication; politicians; communicative
strategies; media discourse; mass media; media; media linguistics; media texts