Архив журнала
ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ГЕНРИХА IV КАК СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЗНАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
- 377
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье королевский парадный портрет рассматривается как текст-изображение, являющийся знаком и
обладающий собственными семиотическими свойствами. Изображение короля в эпоху абсолютной монархии является одним из
самых сложных механизмов репрезентации монархической системы, когда важно дистантно продемонстрировать зрителю
короля как воплощение власти. Автор показывает, что здесь пересекаются художественный и политический дискурс. Интерпретируя знаки, представленные на эстампе с изображением Генриха IV в коронационном костюме руки французского гравера фламандского происхождения Тома де Лё, автор статьи раскрывает способы, с помощью которых актуализируется идея королевской власти. Внешние символы монархической власти являются средствами семиотизации власти в парадном королевском портрете. Они транслируют величие и могущество французского монарха и служат символами легитимации королевской власти.
Кроме того, регалии, а также другие детали парадного королевского портрета, изображенные на портрете Генриха IV в коронационном костюме, отражают принцип династической монархии, и еще шире — принцип наследственной преемственности
верховной власти. В статье доказывается, что визуальная репрезентация власти имеет целью создание и распространение образа идеального правителя, используемого для обоснования легитимности правления монарха
Ключевые слова: политический дискурс; семиотическое пространство; французские короли; политические деятели;
парадный портрет; регалии; семантика власти
Abstract: In the present article, the royal ceremonial portrait is analyzed as a text-image that represents a sign and possesses its
own semiotic properties. The image of the king during the period of the absolute monarchy is one of the most complex mechanisms of representation of the monarchical system, when it is important to show the king distantly as the embodiment of power. The author shows that this
is the point of intersection of artistic and political discourse. Interpreting the signs represented in the print of Henry IV in a coronation suit
by the French engraver of the Flemish origin Thomas de Leu, the author reveals the ways the idea of royal power is actualized. The external
symbols of monarchical power are the means of the semiotization of power in a ceremonial royal portrait. They translate the greatness and
power of the French monarch and serve as symbols of the legitimization of royal power. In addition, regalia, as well as other details of the
ceremonial royal portrait, represented in the portrait of Henry IV in a coronation suit, reflect the principle of dynastic monarchy, and, in a
broader sense, — the principle of hereditary continuity of supreme power. The author proves that the visual representation of power is
aimed at creating and disseminating the image of the ideal ruler which is used to justify the legitimacy of the monarch's rule
Key words: political discourse; semiotic space; French kings; political leaders; ceremonial portrait; regalia; semantics of power