Вам может быть интересно:
Архив журнала
«ДЕТИ ВОРОНА» Ю. ЯКОВЛЕВОЙ: ЖАНРОВАЯ ЛОГИКА VS. АВТОРСКИЙ СЦЕНАРИЙ
- 594
- Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается первая книга из «Ленинградских сказок» Ю. Яковлевой — «Дети ворона». С опорой на исследования А. Эткинда, Э. Сантнера и др. делается попытка охарактеризовать авторскую стратегию работы с исторической памятью. Анализируемая авторская сказка — один из примеров функционирования так называемой «мягкой памяти»
сообщества, которая, в отличие от «твердой», являющейся результатом общественного консенсуса и коллективных (в том числе
государственных) усилий по легитимации собственной истории, представляет собой то, что делается конкретными субъектами,
выражающими свою художественную и гражданскую позицию. При написании «Ленинградских сказок» автор намеревался говорить с детьми и подростками об истории страны, ее трудных временах (репрессии, блокада), при этом выбранный Яковлевой
сценарий внутренне конфликтен. Авторское стремление проработать историческую травму наталкивается на жанровые законы сказки: страшная историческая конкретика в книге метафоризирована и остается неясной для ребенка 12—13 лет, которому
адресовано издание; кроме того, приключения героев как бы заранее оправданы сказочной логикой инициации (однако не могут
быть оправданы и мотивированы человечески и исторически). Жанр страшной сказки, с одной стороны, делает повествование
возможным (и интересным) для детей, с другой — препятствует работе с исторической темой
Ключевые слова: детская литература; авторcкие сказки; литературные сюжеты; литературные мотивы; детские
писатели; литературное творчество; исторические травмы
Abstract: The article analyzes the first book “The Crow’s Children” from the series “Leningrad Fairytales” by Yu. Yakovleva.
With regard to research works of A. Etkind and E. Santer, the article makes at attempt to characterize the author’s strategy of depicting
historical memory. The fairytale under study is one of the examples of functioning of the so-called “soft memory” of society, which, as different from “hard memory” being the result of the social consensus and unanimous efforts (including those of the state) to legitimize the history, is the actions of certain people expressing their artistic and civil viewpoint. “Leningrad Fairytales” are addressed to children and teenagers and tell them about the history of our country, its difficult periods (political repressions and siege); at the same time the scenario chosen by Yu. Yakovleva is based on an inner conflict. The author’s desire to analyze the historical trauma is combined with the genre canons of
a fairytale: the harsh historical reality is expressed metaphorically and remains unclear to a child of 12-13; besides, the adventures of the
characters are justified by the initiation logic (however they cannot be justified and forgiven by people). The genre of frightful fairytale
enriches the story (and makes it interesting for children), but at the same time, it distorts historical memory
Key words: children’s literature; author’s fairytales; literary plots; literary motives; children’s writers; writing; historical trauma