Архив журнала
ПАМФЛЕТ И ПАНЕГИРИК — ЖАНРЫ-АНТИПОДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАССМЕДИА
- 643
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена описанию сходств и различий таких жанров-антиподов, как памфлет и панегирик, путем сравнительного лингвопрагматического и лингвоаксиологического анализа двух текстов, посвященных одному и тому же
лицу — писателю Александру Проханову. Актуальность исследования определяется попыткой рассмотреть названные жанры
массмедиа в аспекте лингвистики информационно-психологической войны. Научную новизну исследования составляет представление этих жанров как микросистемы на функциональной основе. В анализе жанров используются следующие понятия: объект
речевого воздействия (сознание тех, кто воспринимает текст), объект оценки (предмет в широком понимании, оценочное представление о котором формируется у адресата), предмет оценки (какая-либо сторона объекта оценки, дискредитируемая или
глорифицируемая); аксиологема (оценочный фрагмент текста, выражающий какую-либо идеологию); вводятся также понятия
глорификата как позитивной, апологитирующей аксиологемы и негативатора как негативной, дискредитирующей аксиологемы.
Исследование выявило, что противоположность интенций и стратегий изучаемых жанров обусловливает оппозиционный оценочный характер средств выразительности, которые группируются в рамках двух категорий — глорификации и негативации — и
позволяют сторонам противоборства создавать тот или иной миф: апологетирующий в случае панегирика и дискредитирующий
в случае памфлета. В результате оказалось возможным указанные жанры представить как своеобразные жанровые антонимы,
выступающие орудием информационно-психологического противоборства в современных массмедиа
Ключевые слова: памфлеты; панегирик; жанровая оппозиция; информационно-психологическое противоборство;
глорификация
Abstract: The article discusses similarities and differences of such genre-antipodes as lampoon and panegyric on the basis of two
texts dedicated to Alexander Prokhanov, a Russian writer. The paper uses a comparative linguo-pragmatic and linguo-axiological analysis.
The relevance of the study is defined by examining the above-mentioned genres of the media with regards to linguistics of information and
psychological warfare. The novelty of the research is as follows: it provides representation of the genres as a microsystem on the functional
basis. The following notions were used when analyzing the genres: object of speech influence (knowledge of those who comprehend the text),
subject of evaluation (a subject in a general sense, which the addressee forms an evaluative view of), scope of evaluation (an aspect of a
subject matter, i.e. a discredited or glorified one) and axiologem (evaluative part of a text expressing an ideology). Glorification as a positive (apologetic) axiologem and negativity as a negative (discreditable) axiologem are also introduced in the article. The study revealed that
the antithesis of the genres’ intentions and strategies determines the oppositional evaluative nature of expressive means. These means are
grouped into two categories, viz. glorification and negativity, and let the warfare parties create an idealized myth, i.e. an apologetic one in
case of panegyric and a discreditable one in case of lampoon. As a result, it has been possible to bill the described genres as genre antonyms
acting as a tool of information and psychological warfare in the modern media
Key words: pamphlet; panegyric; genre opposition; informational and psychological confrontation; glorification