Архив журнала
«СОВЕСТЬ» И «СТРАХ» КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА АНТИУТОПИИ (на материале англоязычных текстов антиутопий XX—XXI вв.)
- 493
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются содержательные категории «страх» и «совесть» и их роль и функции в современных англоязычных антиутопиях. Последние несколько десятилетий жанр антиутопии стал очень популярным среди писателей («Уродина» С. Вестерфельд, «Дающий» Л. Лоури и др.), что связано с развитием техники и промышленности. Классические антиутопии (таких авторов, как Д. Оруэлл и О. Хаксли) заметно отличаются от современных английских произведений этого жанра:
вторые оказывают большей частью эмоциональное воздействие на читателя, так как в них больше ситуаций, заставляющих
переживать за главного героя, больше «битв». Анализ практического материала показывает, что наиболее ярко категория «совесть» выражается в романе «Голодные игры». Это объясняется характером главной героини — Китнисс Эвердин. Совесть
является жанрообразующей категорией антиутопии, так как в целом антиутопическое общество строится на отрицании совести. Именно ее наличие у главного героя является его отличительной чертой и основой его конфликта с государством. В произведениях жанра антиутопии можно выделить четыре основных вида страха: страх перед государством, страх потери себя, страх
потери близких, страх перед внешним врагом. Через страх потери себя происходит становление личности героя романов антиутопии. Например, страх является одной из ключевых эмоций, благодаря которым разворачивается сюжет и раскрывается личность главной героини романа «Дивергент». Категории «страх» и «совесть» определенно можно считать метакатегориями для
антиутопий, так как данные категории играют сюжетообразующую роль в произведениях рассматриваемого жанра и репрезентируются через различные лексические единицы на протяжении всего произведения
Ключевые слова: антиутопия; страхи; совесть; содержательные категории; эмотивные категории; литературные
жанры
Abstract: The article studies the categories of “fear” and “conscience”, their role and functions in contemporary anti-utopia in
English. In the recent decades the genre of anti-utopia has become popular among the writers (“Uglies” by S. Westerfeld, “The Giver” by L.
Lowry, and others), which is caused by the development of technologies and production. Classical anti-utopias (by G. Orwell and A. Huxley)
are very different from the modern English novels of these genre, the latter producing greater emotional impact on readers as they describe
many situations when the main character deserves sympathy and where they take part in “battles”. The analysis of the novels shows that the
category “conscience” is the richest in the novel “The Hunger Games”. This is explained by the temper of the female character – Katniss
Everdeen. Conscious is a genre-forming category of anti-utopia, as the general principle of anti-utopic society is rejection of consciousness.
Its presence in the nature of the main character distinguishes her from the others and lies in the basis of her conflict with the state. Texts of
anti-utopia genre portray four types of fear: fear of the state; fear of the loss of the self; fear of the loss of the close ones; fear of the external
enemies. Fear of the loss of the self helps to observe the genesis of characters in anti-utopia novels. For instance, fear is the key emotion in
the plot of the novel “Divergent”. The categories of “fear” and “conscience” can be treated as meta-categories of anti-utopia, as they play
a great role in plot development and are represented via different words in all the chapters of the novel
Key words: anti-utopia; fears; consciousness; content categories; emotive categories; literature genres