Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются формы языкового воплощения регионоцентрической стратегии общественнополитического газетного издания. Объект исследования — тексты-анонсы, размещаемые на первой полосе «Областной газеты» (Екатеринбург, 2017—2018). В ходе анализа выполнена поставленная задача: доказано, что разработанная редакцией газеты стратегия ориентирована на обратную связь с целевым адресатом — жителями Среднего Урала. Стратегические установки редакции опираются на географичность и диалогичность стиля рассматриваемых текстов. Интегративную функцию выполняют топонимы, оттопонимические образования, складывающиеся в сверхтекстовое поле, ядро которого составляют единицы общего культурного кода — номинации населенных пунктов Свердловской области. Аксиологическую маркированность приобретает смысл «открытое пространство», транслируемый с помощью сегментов поля — «Россия», «Планета». Активность соответствующих топонимов отражает депровинциализацию регионального самосознания. Регулятивные технологии, способствующие укреплению региональной идентичности, опираются на константную для аксиологической реальности триаду: «благополучие региона, польза, справедливость». Политическая повестка дня включает социально ориентированные актуальные вопросы внутренней политики — финансово-экономической, промышленной, экологической, кадровой, культурной, образовательной, жилищной. Сжато передается информация о работе думских фракций, внутрипартийной работе, организации процедуры выборов. Центром политики внешней оказывается конкурентоспособный регион, активно развивающий международные связи. Стратегически задана включающая глаголы говорения формульная презентация политического деятеля, оказавшегося в центре общественного внимания. Формируется лингвокультурный типаж регионального политика — квалифицированного управленца, знающего свой край изнутри, готового к оперативному решению назревших проблем, открытого для прямых коммуникативных контактов с населением, ориентирующего жителей территорий на достижение реальных результатов эффективной политики
Ключевые слова: стратегии регионоцентризма; тексты-анонсы; политический дискурс; аксиологическая реальность; регулятивные технологии; лингвокультурные типажи; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; средства массовой информации; СМИ; региональные СМИ
Abstract: The article considers the forms of the language embodiment of the region-centric strategy of the socio-political newspaper publication. The object of the research is the texts-announcements placed on the front page of the «Oblastnaya gazeta» (Ekaterinburg, 2017—2018). During the analysis, the objective is realized: it is proved that the strategy developed by the newspaper editorial office is focused on the feedback from the target addressee — residents of the Middle Urals. The strategic guidelines of the editorial office are based on the geographical and dialogic style of the texts. Toponyms and their derivatives perform an integrative function, forming a super-text field, its core being a unit of the general cultural code — the nominations of settlements of the Sverdlovsk region. The idea of «open space», as interpreted by means of field segments — «Russia» and «Planet» — acquires axiological marker. The frequency of the relevant toponyms reflects the deprovincialization of regional self-awareness. Regulatory technologies that contribute to the strengthening of regional identity are based on a triad that is constant for axiological reality — well-being of the region, benefit and justice. The political agenda includes socially focused topical issues of the current domestic policy — financial and economic, industrial, ecological, personnel, cultural, educational and housing. There is brief information about the work of the Duma factions, internal party work and organization of the election procedure. The centre of foreign policy appears to be a competitive region, actively developing international relations. The formulaic presentation of a politician who has found himself in the centre of public attention is strategically charged with the verbs with the ‘speaking’ semantics. A linguocultural type of a regional politician is formed — it is a qualified manager who knows his territory from the inside, who is ready for quick decision making, open to direct communication with the population, and who promises the inhabitants of the territories to achieve real results of effective policy
Key words: strategies of region centrism; advertisement; political discourse; axiological reality; regulative technologies; linguocultural archetypes; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; media; regional media

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.