Архив журнала
Информационная война: методологические принципы лингвистического исследования
- 490
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-04-06
Аннотация: Статья представляет собой описание методологического алгоритма изучения текстов информационно-психологической войны. В российском информационном пространстве эти тексты номинируются
информационными атаками. Разработанный подход включает в себя три составляющих: 1) определение мишени
информационной атаки (с учетом заявлений официальных лиц, дающих соответствующую характеристику определенному пласту информации); 2) сбор данных, соотнесенных с мишенью; 3) анализ содержания информационной
атаки. Каждый из названных этапов предполагает использование определенного метода исследования, нацеленного
на решение соответствующей задачи. Сбор сведений осуществляется посредством кейс-метода, в то время как
содержание изучается с помощью контент-анализа (метод количественного анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей). Хотя кейсметод и контент-анализ рассматриваются в качестве основных методов исследования, представляется целесообразным использовать их в сочетании с другими методологическими подходами, что позволяет получить всестороннее представление об изучаемом явлении. Применение предложенного алгоритма демонстрируется на примере
рассмотрения информационной атаки на российский спорт в зарубежных СМИ в 2014—2016 гг. Источниками по
данному кейсу служат широкополосные британские и американские газеты («The Times», «The Daily Telegraph»,
«The Guardian», «The Washington Post», «The New York Times»), а также ряд документальных фильмов. При контент-анализе единицами выступают как ключевые слова (символы), так и тематические кластеры (применительно к атаке на спорт ключевым словом стало «cheat», а основными топосами — следующие: «Россия — это лгунмошенник»; «Россия — это средневековое феодальное государство»; «Президент России — единоличный правитель
государства»; «Спорт — способ реализации амбиций главы государства»)
Ключевые слова: информационно-психологическая война; информационные атаки; кейс-метод; контент-анализ; топосы; российский спорт; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ;
средства массовой информации; язык СМИ; британские СМИ; американские СМИ; английский язык; языковые
средства; лингвистические исследования
Abstract: The article describes the methodological algorithm of investigation of the texts of informationpsychological warfare. In the Russian information environment, these texts are nominated by information attacks. The approach worked out by the author includes three constituents: 1) identification of the target of the information attack (taking
into account statements of officials characterizing a certain layer of information); 2) collection of the data correlated with
the target; 3) analysis of the information attack content. Each of the above mentioned stages needs a certain research method
aimed at solution of the corresponding problem. The data are collected with the help of the case method, while the content is
studied using content analysis (the method of qualitative analysis of texts and text corpuses with the purpose of further content interpretation of the revealed numerical regularities). Though the case method and content analysis are regarded as the
main research methods, it seems feasible to use them in combination with other methodological approaches, which makes it
possible to get a complete picture of the phenomenon under study. The use of the suggested algorithm is illustrated by the
example of the information attack upon the Russian sport in foreign mass media in 2014-2014. The British and American
broadsheet papers («The Times», «The Daily Telegraph», «The Guardian», «The Washington Post», «The New York Times»)
and a number of documentaries serve as sources of material for the case study. Content analysis regards both keywords
(symbols) and thematic clusters (with reference to attacks on sport, the lexeme “cheat” became the keyword, and the main
topoi included the following: “Russia is a liar and swindler”; “Russia is a medieval feudal state”; “President of Russia is a
totalitarian ruler of the state”; “Sport is a means of realization of ambitions of the Head of the State”
Key words: information-psychological warfare; information attacks; case method; content analysis; topoi; Russian
sport; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; British mass media;
American mass media; English; linguistic means; linguistic studies
Для цитирования:
Коцюбинская, Л. В. Информационная война: методологические принципы лингвистического исследования / Л. В. Коцюбинская // Политическая лингвистика. – 2020. – №4. – С. 53-59. DOI 10.26170/pl20-04-06.
For citation
Kotsyubinskaya, L. V. Information Warfare: Methodological Principles of Linguistic Research /
L. V. Kotsyubinskaya // Political Linguistics. – 2020. – №4. – P. 53-59. DOI 10.26170/pl20-04-06.