Архив журнала
Коммуникативные стратегии и тактики в статических поликодовых текстах, посвященных массовой самоизоляции
- 469
- Файл статьи: PDF
DOI: DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_05
Аннотация: В статье представлено исследование специфики статических поликодовых текстов — мемов и демотиваторов, посвященных самоизоляции, с целью выявления и описания коммуникативных стратегий и тактик. Как показывает анализ, в рассматриваемых статических поликодовых текстах реализуется набор определенных коммуникативных стратегий и тактик: стратегия создания психологического напряжения (тактики: создания «тяжелого» будущего; иллюстрации; «Негативный собственный опыт»), стратегия юмора (тактики: «Самоизоляция — это…»; «До и во время / после самоизоляции»; черного юмора), стратегия нейтрализации шокового состояния (тактики: «Положительный собственный опыт»; «Советы и рекомендации в условиях самоизоляции»; «Лучше, чем у других»; «Самоизоляция по-…ски в разных странах»), стратегия диффамации (тактики: формирования негативного характеризующего подтекста; «оглупления», примитивизации объекта), стратегия косвенного негативного оценивания объекта (тактики: выстраивания компрометирующих ассоциаций; выискивания и сложения мелких негативных деталей, направленных на дискредитацию объекта), стратегия возбуждения сочувствия к «жертвам самоизоляции» (тактики: изображения трудностей постоянного нахождения дома; «Новая реальность — новые правила/императивы»), стратегия стимулирования рассуждения (тактики: диалога с читателем; «Использование известного образа»), стратегия манипулирования (тактики: пропаганды; призыва), стратегия формирования положительного настроя (тактика «Проявление заботы»). Данные коммуникативные стратегии и тактики используются для информационно-психологического воздействия на адресата и формирования в его сознании определенных установок в отношении массовой самоизоляции
Ключевые слова: поликодовые тексты; мемы; демотиваторы; массовая самоизоляция; коммуникативные стратегии; коммуникативные тактики; пандемия; коронавирус; манипулятивное воздействие; манипуляция
сознанием; прагматическая цель
Abstract: The article investigates specific features of static polycode texts (Internet memes and demotivators), devoted to lockdown, in order to reveal and describe communicative strategies and tactics. The authors’ analysis shows that a
set of certain communicative strategies and tactics is realized in static polycode texts: the strategy of creation of psychological tension (the tactics include picturing a “hard” future; illustrations; “Own negative experience”), the strategy of humor
(the tactics: “Lockdown is …”; “Before, during and after the lockdown”, black humor), the strategy of shock neutralization (the tactics: “Own positive experience”, “Advice and recommendations under the conditions of Lockdown”, “Better than
with other people”, “National specificity of lockdown in different countries”), the strategy of defamation (the tactics: formation of negative characterizing implication; “stupidifying” or primitivization of the object), the strategy of indirect negative object evaluation (the tactics: arranging compromising associations; looking for and assembling small negative details aimed to discredit the object), the strategy of provoking sympathy to the “victims of lockdown” (the tactics: describing the
difficulties of continuous stay at home; “New reality – new rules/imperatives”), the strategy of stimulating reasoning (the tactics: dialogue with the reader; “Use of a well-known image”), the strategy of manipulation (the tactics: propaganda;
calls), the strategy of formation of positive attitude (the tactic: “Showing care”). These communicative strategies and tactics are used to exercise information and psychological impact upon the recipient and to form certain motives in their mind with reference to mass lockdown
Key words: polycode texts; memes; demotivators; mass lockdown; communicative strategies; communicative tactics; pandemic; coronavirus; manipulative influence; conscience manipulation; pragmatic aim
Для цитирования:
Лату, М. Н. Коммуникативные стратегии и тактики в статических поликодовых
текстах, посвященных массовой самоизоляции / М. Н. Лату, Ю. Р. Тагильцева // Политическая лингвистика. – 2021. – №1. – С. 50-71. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_05.
For citation
Latu, M. N. Communicative Strategies and Tactics in Static Polycode Texts Devoted to Mass Lockdown / M. N. Latu, Yu. R. Tagil'tseva // Political Linguistics. – 2021. – №1. – P. 50-71. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_05.