Файл статьи: PDF
DOI: DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06
Аннотация: В статье рассматривается медиаполитика российских СМИ в контексте пандемии COVID-19. Целью исследования стало выявление того, как различные властные группы в условиях глобальной угрозы при помощи языка конструируют представления о правильности/неправильности, эффективности/неэффективности национальной политики в сфере здравоохранения, программируют готовность читателей изменить свое поведение для обеспечения коллективной безопасности; насколько социальные и политические акторы готовы к сотрудничеству и единству в условиях рисков для безопасности страны. Анализ выполнен на основе изучения материалов, опубликованных в официальном органе Правительства Российской Федерации — в газете «Российская газета» — и в независимом СМИ — «Новая газета» — в период с марта по октябрь 2020 г. Исследование выполнено с использованием метода фрейм-анализа, приемов контекстуального и ситуативного анализа. Показано, как влиятельные СМИ при помощи фреймов структурируют и упорядочивают социальную реальность во время эпидемии, какими смыслами и оценками наделяют действия различных субъектов. Проведенный анализ позволяет констатировать высокий уровень политизации кризиса COVID-19. Политики являются наиболее частыми действующими лицами, как в информационных, так и в аналитических материалах. Анализ двух федеральных газет различной идеологической направленности позволяет утверждать, что в обеих преобладали материалы, содержащие данные статистики, короткие новости, без контекстной информации и без моделей структурирования ситуации. Официальная «РГ» проводит сдержанную медийную политику, направленную на пропаганду активных и всеобъемлющих действий лидеров страны, практически не замечая наличия разных оценок и точек зрения на ситуацию, в том числе по оценке действий государственных институтов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Оппозиционная «НГ» употребляет эмоциональные, экспрессивные заголовки, фреймы противопоставления государственных институтов и народа, способствующие конфликтному восприятию ситуации, повышению тревожности в силу усиления недоверия к властям, поляризации общества
Ключевые слова: политический дискурс; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; российские СМИ; инфодемия; фреймы; социальная политика; здоровье населения; пандемия; коронавирус; ограничительные меры; борьба с эпидемией; вирусы; поляризация общества
Abstract: The article examines the media policy of the Russian newspapers in the context of the COVID-19 pandemic. The aim of the study is to find out how various political power groups in the context of the global threat use language to construct ideas about the correctness/incorrectness, effectiveness/ineffectiveness of the national health policy, and program the readers' readiness to change their behavior to ensure collective health security; how social and political actors are ready to cooperate and unite in the face of risks. The analysis is based on the study of messages published in the official press organ of the Government of the Russian Federation – in the newspaper “Rossiyskaya Gazeta” and in the independent publication – “Novaya Gazeta” – in the period from March to October 2020. The study was performed using the method of frame analysis and the contextual and situational analysis techniques. It is shown how influential media use certain frames to structure and organize social reality during the epidemic, and what interpretations and assessments are given to the actions of various parties. The analysis allows the authors to identify a high level of politicization of the COVID-19 crisis. Politicians are the most frequent actors both in informative and analytical reports. The analysis of two federal newspapers with different ideological orientations suggests that both are dominated by publications containing statistical data and short news, without contextual information or situation structuring models. The official “Rossiyskaya Gazeta” conducts a restrained media policy aimed to promote active and comprehensive actions of the country's leaders, practically with no reference to the presence of different assessments and points of view on the situation, including the assessment of the actions of state institutions in the context of the spread of the new coronavirus infection. The oppositional “Novaya Gazeta” uses emotional, expressive headlines and the frames of opposition between state institutions and the people, which contribute to conflict-ridden perception of the situation, increase anxiety due to the increased distrust of the authorities and the polarization of society
Key words: political discourse; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; linguistic means; Russian mass media; infodemic; frames; social policy; health of the population; pandemic; coronavirus; restrictive measures; fight against the epidemic; viruses; polarization of society

Для цитирования:

Мухарямова, Л. М. Пандемия COVID-19 в российских массмедиа: политический контекст / Л. М. Мухарямова, А. Р. Заляев, Е. Ю. Шаммазова // Политическая лингвистика. – 2021. – №1. – С. 72-80. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06.

For citation

Mukharyamova, L. M. COVID-19 Pandemic in the Russian Mass Media: A Political Context / L. M. Mukharyamova, A. R. Zalyaev, E. Yu. Shammazova // Political Linguistics. – 2021. – №1. – P. 72-80. DOI DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.