Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_16
Аннотация: Статья представляет собой часть исследовательского проекта, направленного на описание политического и социокультурного контекста современного Китая сквозь призму языковых явлений. Объект исследования — языковые образы птиц и животных, воплощенные в предметах или описаниях предметов, принадлежащих к стилю шинуазри. Предмет исследования — китайская саморефлексия посредством обращения к образам птиц и животных как источник патриотизма и «мягкой силы» Китая. В работе использован сравнительноисторический метод. Частными методиками исследования являются построение семантической сети существительного при помощи системы анализа семантически близких слов «Serelex», интерпретация художественного и временного контекста произведений живописи и кино, текстов произведений художественной литературы и известных песен, анализ словарных дефиниций. Теоретическая значимость работы лежит в плоскости понимания смысловых векторов развития Китая. Практическая значимость связана с возможностью применения результатов анализа в курсах по сопоставительной лингвокультурологии, политологии, межкультурной коммуникации. Авторы предпринимают попытку доказать идею о том, что современный Китай последовательно перерабатывает собственное культурное наследие, в значительной мере воплощенное в образах птиц и животных, воспитывая тем самым преданного патриотичного внутреннего потребителя, который обеспечивает устойчивое развитие страны в настоящем и будущем. Подобное бережное отношение к культурному наследию обеспечивает неуязвимость Китая к внешним идеологическим угрозам, способствует становлению и наращиванию «мягкой силы Китая», актуализованной в особых стилистических формах «шинуазри». Политика «двойной циркуляции» с особым акцентом на внутренние потребности позволяет Китаю усилить собственные внешнеполитические позиции, культурную преемственность, обеспечивая страну патриотически настроенной молодежью, стремящейся трудиться на благо родного государства
Ключевые слова: патриотизм; китайская культура; лингвокультурология; шинуазри; языковые образы; птицы; животные; китайский язык; китайская саморефлексия
Abstract: The article is part of a research project aimed at describing the political and socio-cultural context of modern China through the prism of linguistic phenomena. The scope of the study includes the linguistic images of birds and animals embodied in objects or descriptions of objects belonging to the chinoiserie style. The object of the study is Chinese self-reflection through reference to the images of birds and animals as a source of patriotism and “soft power” of China. The authors use the comparative-historical method of research. Particular research tools include construction of the semantic network of the noun using the system of analysis of semantically close words “Serelex”, interpretation of the time and tense context of paintings and films, fiction texts and famous songs, and analysis of dictionary definitions. The theoretical significance of the work lies in the understanding of the semantic vectors of China's development. Practical significance is associated with the possibility of using the results of the analysis in the courses of comparative linguoculturology, political science, and intercultural communication. The authors argue that modern China consistently revises its own cultural heritage, often expressed through the images of birds and animals, thereby educating a dedicated patriotic domestic consumer who ensures the country's sustainable development in the present and future. Such a careful attitude to the cultural heritage ensures China's invulnerability to external ideological threats, contributes to the formation and expansion of the “soft power of China”, actualized in special stylistic forms of “chinoiserie”. The policy of “double circulation” with a special focus on domestic needs allows China to strengthen its own foreign policy positions and cultural continuity, providing the country with patriotic young people who want to work for the benefit of their native state
Key words: patriotism; Chinese culture; linguoculturology; chinoiserie; linguistic images; birds; animals; Chinese; Chinese self-reflection

Для цитирования:

Завьялова, Н. А. Взгляд сквозь призму образов птиц и животных как источник патриотизма и «мягкая сила» Китая / Н. А. Завьялова, К. И. Шарафадина, Синьци Ли // Политическая лингвистика. – 2021. – №3. – С. 165-172. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_16.

For citation

Zav'yalova, N. A. A Look at Modern China Through the Prism of Images of Birds and Animals as a Source of Patriotism and as “Soft Power” of China / N. A. Zav'yalova, K. I. Sharafadina, Xinqi Li // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 165-172. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.