Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_03_06
Аннотация: Язык политики является инструментом политической и общественно-политической коммуникации на всех уровнях функционирования общества. В данной статье рассматриваются некоторые черты общественно-политического словаря на материале англо- и осетиноязычных СМИ, в частности наименований лиц, представляющих различные сферы деятельности человека. Общественно-политический словарь обновляется, расширяется вследствие перемен в общественной, политической и экономической сферах деятельности людей. Появляются новые лексические единицы, служащие для наименования понятий, реалий и явлений, ставших фактами языковой действительности. Вся изученная англо- и осетиноязычная лексика условно поделена на такие группы, как существительные и номинативные обороты; глаголы и глагольные словосочетания; другие лексические единицы. В английском сегменте наиболее частотны односоставные и двусоставные терминологические сочетания, в осетинском — трехсоставные терминологические сочетания. Установлены тематические группы исследуемой лексики: номенклатура (представители власти); лица, действующие в экономической сфере; лица, состоящие в гражданско-правовых отношениях; лица, представляющие органы безопасности или правоохранительные органы; лица, чья деятельность регулируется международными соглашениями. Особенностями общественно-политического словаря являются широкое использование интернационализмов, тенденция к производству неологизмов и выработке новых, дополнительных значений лексики и терминологии, функционирующей в рамках различных дискурсов. Характеризуются наиболее продуктивные способы терминообразования: семантическая деривация (в английском языке), аффиксация (в обоих сопоставляемых языках), синтаксическая деривация (в обоих языках), аббревиация (в английском), заимствования (в обоих языках), словосложение (в осетинском)
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; английский язык; осетинский язык; языковые средства; общественно-политическая лексика; общественно-политические словари; общественно-политический дискурс; политическая коммуникация; лексикография
Abstract: The language of politics is a tool of political and sociopolitical communication on all levels of the functioning of society. This article examines some features of the sociopolitical vocabulary based on the material of the Englishand Ossetian-language media. It focuses, in particular, on the names of persons representing various spheres of human activity. The sociopolitical vocabulary is updated and expands as a result of changes in the social, political and economic spheres of human activities. New lexical units come into being to name concepts, realities and phenomena that have become facts of linguistic reality. The sample of the English- and Ossetian-language vocabulary is conditionally divided into three groups such as nouns and nominative phrases, verbs and verb phrases, and other lexical units. In the English segment, onepart and two-part terminological combinations are most frequent; in the Ossetian segment, three-part terminological combinations are more numerous. The study distinguishes the following thematic groups of vocabulary: nomenclature (representatives of the authorities); persons working in the economic sphere; persons in civil relations; persons representing security or law enforcement agencies; persons whose activities are regulated by international agreements. The specific features of the sociopolitical vocabulary are the wide use of internationalisms, the tendency to produce neologisms and the development of new, additional meanings of common vocabulary and terminological units that function within the framework of various discourses. The author characterizes the most productive ways of term formation: semantic derivation (in English), affixation (in both languages), syntactic derivation (in both languages), abbreviation (in English), borrowing (in both languages), and word composition (in Ossetian)
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; English language; Ossetian language; linguistic means; socio-political vocabulary; socio-political dictionaries; socio-political discourse; political communication; lexicography

Для цитирования:

Джиоева, В. П. Общественно-политическая лексика как основной инструмент коммуникации в общественно-политическом дискурсе / В. П. Джиоева // Политическая лингвистика. – 2021. – №3. – С. 67-73. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_06.

For citation

Dzhioeva, V. P. Sociopolitical Vocabulary as the Basic Instrument of Communication in Sociopolitical Discourse / V. P. Dzhioeva // Political Linguistics. – 2021. – №3. – P. 67-73. DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.