Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_13
Аннотация: Статья посвящена изучению репрезентации китайской инициативы «Один пояс — один путь» в новостных текстах десяти ведущих СМИ Республики Беларусь. Методом контент-анализа исследованы материалы 1172 новостных сообщений, опубликованных в СМИ с 2013 года, когда была инициирована китайскобелорусская программа сотрудничества, по 2020 год. В силу своего уникального географического положения Республика Беларусь, через которую лежит дорога, связывающая страны Евразийского экономического союза и страны — участницы Европейского союза, является важным государством для реализации китайской программы. Выявлена неравномерность распределения новостных сообщений по годам: количество сообщений нарастает до 2017 года, после которого происходит незначительный спад, вероятно, вызванный эффектом «усталости» от постоянного освещения одной темы. Рассматриваются тексты новостей в аспекте тематических и аксиологических характеристик, количественных показателей. Изучается отношение ведущих белорусских СМИ к инициативе «Один пояс, один путь». Выявлено, что в новостных публикациях особое внимание уделяется политическим и экономическим темам, а социальные, культурные, образовательные и другие вопросы отходят на второй план. Авторы приходят к выводу, что в медийном пространстве китайско-белорусское партнерство оценивается в целом позитивно, о чем свидетельствует использование соответствующих языковых единиц, и создается образ Китая как надежного и перспективного партнера. Встречающиеся негативные оценки связаны с мнением, что указанная инициатива необходима для геополитической и экономической экспансии Китая, а также для стимулирования развития Северо-Западного Китая
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; белорусские СМИ; новости; новостные сообщения; политический дискурс; контент-анализ; языковая оценка; образ Китая; китайско-белорусское сотрудничество; китайскобелорусские отношения; белорусско-китайские отношения
Abstract: The article deals with representation of the Chinese initiative “One Belt, one Road” in the news texts of ten leading mass media of the Republic of Belarus. The content analysis method was used to study the material of 1172 news reports published in the media from 2013, when the Chinese-Belarusian cooperation program was initiated, to 2020. Due to its unique geographical location, the Republic of Belarus, through which the road connecting the countries of the Eurasian Economic Union and the member states of the European Union lies, is an important state for the implementation of the Chinese program. The study has discovered uneven distribution of news reports across the years under consideration: the number of messages increases up to 2017, after which there is a slight decline, probably caused by the effect of “fatigue” that comes from constant coverage of one topic. News texts are considered in the aspect of thematic and axiological characteristics and quantitative indicators. The article examines the attitude of the leading Belarusian media to the “One Belt, One Road” initiative. It is revealed that, special attention is paid in news publications to political and economic topics, while social, cultural, educational and other issues take a back seat. The authors come to the conclusion that in the media space, the Chinese-Belarusian partnership is generally evaluated positively, and the image of China as a reliable and promising partner is created. This is evidenced by the use of the corresponding language units. The negative evaluations that sometimes occur are associated with the opinion that this initiative is necessary for China's geopolitical and economic expansion, as well as for stimulating the development of Northwest China
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; language means; Belarusian mass media; news; news reports; political discourse; content analysis; linguistic evaluation; image of China; Chinese-Belarusian partnership; Chinese-Belarusian relations; Belarusian-Chinese relations

Для цитирования:

Го, Лицзюнь. Инициатива «Один пояс, один путь» в новостном дискурсе ведущих СМИ Республики Беларусь / Го Лицзюнь, Цзюй Чуанья // Политическая лингвистика. – 2021. – №4. – С. 116-127. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_13.

For citation

Guo, Lijun. “One Belt, One Road” Initiative in the News Discourse of the Leading Mass Media of the Republic of Belarus / Guo Lijun, Ju Chuanya // Political Linguistics. – 2021. – №4. – P. 116-127. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_13.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.