Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_14
Аннотация: Анализируется концепт «ПАТРИОТИЗМ», тесно связанный с ядром системы ценностей китайского народа. Цель исследования — выявить культурные ассоциативные компоненты семантической организации концепта «ПАТРИОТИЗМ» в китайской языковой картине мира. Научная новизна работы заключается в том, что в ней компоненты концепта «ПАТРИОТИЗМ» в китайской языковой картине мира рассматриваются на основе сочетания методов концептуального анализа, контекстуального анализа и анализа ассоциативного поля. В статье представлены результаты анализа китайских фразеологизмов и известных изречений, а также реакций китайских респондентов на слово-стимул 爱国 (ài guó) — «патриотизм», полученных в ходе свободных ассоциативных экспериментов. На основе этих данных описана специфика ассоциативно-семантического восприятия концепта носителями китайского языка. В языковом сознании китайцев патриотизм часто связывается со словами и выражениями «любить дом/семью», «любить народ», «чувство», «внести вклад», «преданность работе», «долг», «пятизвёздный красный флаг», «Китай». В сознании современной китайской молодежи патриотизм так же, как и в древности, ассоциируется со страстью, энтузиазмом, гордостью, горячей любовью к стране; с образом Китая в сердце человека. В сознании современных носителей китайского языка и китайской культуры патриотизм выражается в политике нашего времени. В китайской языковой картине мира присутствуют особые культурносемантические компоненты: истинный патриот готов бороться и умереть, чтобы спасти Родину
Ключевые слова: концепты; концептосфера; патриотизм; ассоциативный эксперимент; ассоциативные поля; языковая картина мира; языковое сознание; концептуальный анализ
Abstract: The article analyzes the concept of “PATRIOTISM”, which is closely connected with the core of the value system of the Chinese people. The aim of the study is to discover the cultural associative components of semantic structure of the concept of “PATRIOTISM” in the Chinese linguistic worldview. The scientific novelty of the work lies in the fact that the components of the concept of “PATRIOTISM” in the Chinese linguistic worldview are considered with the help of a combination of the methods of conceptual analysis, contextual analysis and associative field analysis. The article presents the results of the analysis of the Chinese phraseological units and well-known sayings, as well as the reactions of Chinese respondents to the word-stimulus “patriotism”, obtained during free associative experiments. Based on these data, the author describes the specificity of the associative-semantic perception of the concept by native speakers of Chinese. In the linguistic consciousness of the Chinese, patriotism is often associated with the words and expressions “to love home/family”, “to love the people”, “feeling”, “to contribute”, “dedication to work”, “duty”, “five-star red flag”, and “China”. In the minds of the modern Chinese youth, patriotism, just as in ancient times, is associated with passion, enthusiasm, pride, fervent love for the country and with the image of China in the heart of a person. In the minds of modern native speakers of the Chinese language and culture, patriotism is expressed in the politics of our time. There are special cultural-semantic components in the Chinese linguistic worldview: a true patriot is ready to fight and die to save their Motherland
Key words: concepts; patriotism; associative experiment; associative fields; linguistic worldview; linguistic consciousness; conceptual analysis

Для цитирования:

Хуан, Тяньдэ. Концепт «ПАТРИОТИЗМ» в китайской языковой картине мира / Хуан Тяньдэ, Лю Хэншуан (авт.-кор.) // Политическая лингвистика. – 2021. – №4. – С. 128-136. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_14.

For citation

Huang, Tiande. The concept PATRIOTISM in the Chinese linguistic worldview / Huang Tiande, Liu Hengshuang (cor. author) // Political Linguistics. – 2021. – №4. – P. 128-136. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.