Вам может быть интересно:
Архив журнала
Топонимы Урал, Екатеринбург, Челябинск и их производные как маркеры региональной идентичности (на материале Instagram-публикаций губернаторов Свердловской и Челябинской областей)
- 395
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_07
Аннотация: Настоящее исследование выполнено с позиций когнитивно-дискурсивного подхода и носит сопоставительный характер. Материалом для исследования послужили Instagram-публикации губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева и губернатора Челябинской области А. Л. Текслера за период с марта 2019 года по февраль 2021 года. Ключевым методом исследования, используемым при интерпретации текстового материала, послужил когнитивно-дискурсивный анализ в его лингвоаксиологическом варианте. В качестве сопутствующих и вспомогательных методов исследования применялись сопоставительный метод, метод статистической обработки данных, а также метод лексико-семантического, коллокационного и контекстуального анализа. В результате исследования выявлено, что пространство региональной идентичности воспроизводится и конструируется руководителями Свердловской и Челябинской областей в ряде контекстов, содержащих разнообразные маркеры идентичности, а также средства выражения авторской (субъективной) модальности, проецирующие
ценностное отношение субъектов дискурса к воспроизводимым смыслам и представлениям. Ключевыми маркерами региональной идентичности следует признать аксиологически маркированные топонимы и оттопонимические обозначения — «Урал», «уральский», «уральцы», «Южный Урал», «южноуральцы», а также «Екатеринбург», «Челябинск», «Танкоград», «Магнитка» и др. Субъективная модальность рассматривается в контексте выражения оценочной (ценностной) позиции субъекта дискурса и обнаруживает себя в применяемой политиками системе средств оценки и апелляции к аксиологически маркированным концептам и топонимам.
В процессе анализа получает подтверждение тезис авторов о том, что позиционирование региона осуществляется с опорой на основные идентификационные маркеры региональной идентичности, к числу которых относятся топонимы «Урал», «Екатеринбург», «Челябинск», «Танкоград», «Магнитка»
Ключевые слова: губернаторы; политические деятели; региональные органы власти; региональная идентичность; позиционирование региона; имидж региона; топонимика; топонимы; Интернет; интернетдискурс; интернет-тексты; интернет-коммуникация; социальные сети; интернет-технологии; интернетпубликации
Abstract: The present study has been accomplished from the standpoint of the cognitive-discursive approach and is comparative by its nature. The material of the study includes Instagram publications of the Governor of Sverdlovsk Region
E. V. Kuyvashev and the Governor of Chelyabinsk Region A. L. Texler for the period from March 2019 to February 2021. The cognitive-discursive analysis in its linguo-axiological version became the key research method used in the interpretation
of the textual material. The comparative method, the method of statistical data processing, as well as the method of lexicosemantic, collocation and contextual analyses were used as accompanying and auxiliary research methods. The study has revealed that the space of regional identity is reproduced and constructed by the leaders of Sverdlovsk and Chelyabinsk Regions in a number of contexts containing various markers of identity, as well as means of expression of
the author's (subjective) modality, projecting the value-based attitude of the subjects of discourse to the reproduced meanings and representations. The key markers of regional identity comprise axiologically marked toponyms and toponymic nominations — “Ural”, “ural'skiy”, “ural'tsy”, “Yuzhnyy Ural”, “yuzhnoural'tsy”, as well as “Ekaterinburg”, “Chelyabinsk”, “Tankograd”, “Magnitogorsk”, etc. Subjective modality is considered in the context of expression of the evaluative (valuebased) position of the subject of discourse and reveals itself in the system of means of evaluation and appeal to axiologically marked concepts and toponyms used by the politicians. In the process of analysis, the authors’ thesis that the positioning of the region is based on the main identification markers of regional identity, which include the toponyms “Ural”, “Ekaterinburg”, “Chelyabinsk”, “Tankograd”, “Magnitogorsk” is confirmed
Key words: governors; politicians; regional organs of power; regional identity; region positioning; region image; toponymy; toponyms; Internet; Internet discourse; Internet texts; Internet communication; social networking sites; Internet
technologies; Internet publications
Для цитирования:
Нахимова, Е. А. Топонимы Урал, Екатеринбург, Челябинск и их производные как маркеры региональной идентичности (на материале Instagram-публикаций губернаторов Свердловской и Челябинской областей) / Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова // Политическая лингвистика. – 2021. – №4. – С. 61-68. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_07.
For citation
Nakhimova, E. A. The Toponyms Ural, Ekaterinburg, Chelyabinsk and Their Derivatives as Markers of Regional Identity (On the Material of Instagram Publications of the Governors of Sverdlovsk and Chelyabinsk Regions) / E. A. Nakhimova, M. V. Nikiforova // Political Linguistics. – 2021. – №4. – P. 61-68. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_07.