Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_06
Аннотация: Перспективным направлением, изучающим вербальные образы, речевые портреты политиков, аксиологические характеристики образов политических деятелей, является лингвополитическая персонология. В рамках данного направления изучаются метафорические образы политиков, формируемые активно развивающимися СМИ. Данная статья посвящена исследованию метафорических портретов политических лидеров: проанализированы метафорические образы грузинских политиков Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Исследование было выполнено на материале британских СМИ: методом сплошной выборки отобрано и проанализировано свыше 2000 метафорических единиц (примерно равное количество для обоих политиков). Метафорический образ политика представляет совокупность метафорических моделей, которые могут быть дифференцированы по количественному показателю. Сопоставительный анализ метафорических образов политиков позволяет выделить универсальные, характерные для обоих политиков, и индивидуальные, свойственные конкретному политику, образы. Универсальными метафорическими моделями являются доминантные метафорические модели «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ВОИН», «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ИГРОК», которые востребованы в метафорических образах Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Прагматический потенциал, смысловое наполнение метафор зависит от контекста, однако следует отметить, что в начале президентского срока количество позитивных образов значительно выше, чем в конце. В метафорическом образе Э. Шеварднадзе персонифицированная модель — «Э. ШЕВАРДНАДЗЕ — ЭТО ЛИСА». В метафорическом образе М. Саакашвили к персонифицированным моделям можно отнести метафорические модели «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО СУМАСШЕДШИЙ», «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО КЛОУН». Анализ показал, что универсальные метафорические модели относятся к группе высокочастотных, а персонифицированные — к среднечастотным метафорическим моделям. Следует отметить, что персонифицированным метафорическим моделям в большей степени свойственна негативная тональность
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; британские СМИ; политические деятели; грузинские президенты; политическая метафорология; политические метафоры; метафорическое моделирование; метафорические модели; метафорические портреты; метафорические образы; лингвоперсонология
Abstract: Linguopolitical personology is a promising area of linguistics that studies verbal images, speech portraits of politicians, and axiological characteristics of images of political figures. This branch of linguistics studies metaphorical images of politicians formed by actively developing media. This paper presents a study of metaphorical portraits of political leaders: it analyzes the metaphorical images of Georgian politicians E. Shevardnadze and M. Saakashvili. The research material consists of publications in the British media: over 2000 metaphorical units were selected and analyzed via the continuous sampling technique (approximately the same number for each politician). The metaphorical image of a politician is a set of metaphorical models that can be differentiated in terms of quantitative indicators. A comparative analysis of the metaphorical images of the politicians allows the author to single out universal (typical of both politicians) and personalized (characteristic of one politician) images. Universal metaphorical models are dominant metaphorical models: PRESIDENT OF GEORGIA IS A WARRIOR, PRESIDENT OF GEORGIA IS A PLAYER. They are part of the metaphorical images of E. Shevardnadze and M. Saakashvili. The pragmatic potential and the semantic content of metaphors depends on the context, however, it should be noted that at the beginning of the presidential term, the number of positive images is much higher than at the end. E. SHEVARDNADZE IS A FOX is a personalized model in the metaphorical image of E. Shevardnadze. The personalized models in the metaphorical image of M. Saakashvili are M. SAAKASHVILI IS A CRAZY MAN, M. SAAKASHVILI IS A CLOWN. The analysis showed that the universal metaphorical models belong to the group of highfrequency ones, and the personalized ones belong to the group of mid-frequency metaphorical models. It should be noted that negative assessment is more characteristic of personalized metaphorical models
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; language means; British mass media; politicians; Georgian presidents; political metaphorology; political metaphors; metaphorical modeling; metaphorical models; metaphorical portraits; metaphorical images; linguopersonology

Для цитирования:

Михневич, О. И. Метафорические образы президентов Грузии Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили: универсальные и персонифицированные метафорические модели / О. И. Михневич // Политическая лингвистика. – 2021. – №4. – С. 52-60. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_06.

For citation

Mikhnevich, O. I. Metaphorical Images of the Presidents of Georgia E. Shevardnadze and M. Saakashvili: Universal and Personalized Metaphorical Models / O. I. Mikhnevich // Political Linguistics. – 2021. – №4. – P. 52-60. DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.