Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_01
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению средств репрезентации концепта «народ» в политическом дискурсе. Цель статьи — систематизация и описание данных речевых средств. В статье используется метод концептуального анализа, заключающийся в комплексном рассмотрении имени концепта — лексемы «народ», в ходе которого исследуется его этимологический, семантический, словообразовательный, грамматический, парадигматический аспекты. В целях систематизации репрезентантов концепта используется метод семантического поля. Материалом исследования послужили тексты предвыборных программ президентских выборов 2018 г. Рассмотрение этимологии слова во многом проясняет его современную семантику. Анализ грамматической семантики слова показывает, что народ возводится до статуса главного участника политики, от которого ожидаются важные политические решения. Парадигматические связи имени концепта выявляют основную специфику концепта. Его структура, наполнение во многом обусловлены взаимоотношениями «адресант — адресат». Парадигматическое структурирование репрезентантов по денотативной соотнесенности, синонимические, антонимические связи имени концепта выявляют расчлененность концепта. Адресант политической коммуникации апеллирует главным образом к народу не как к совокупности лиц, он демонстрирует интерес к разным социальным группам (по профессии, возрасту, социальному статусу), а также к каждому человеку в отдельности. Таким образом, концепт «народ», являясь ключевым (базовым) концептом политического дискурса, занимает в политической концептосфере особое место благодаря своей специфике. Народ, являясь обязательным, пусть не всегда непосредственным, субъектом политической коммуникации (адресатом), выступает еще и главным действующим лицом политических текстов. Концепт «народ» представлен в языковом сознании многообразием концептуальных признаков, во многом осложнен прагматической составляющей его репрезентантов (главным образом, суггестивным потенциалом). Результаты проведенного исследования можно использовать в практике составления словарей концептов, в практике анализа и структурирования других концептов и средств их репрезентации, в разработке классификаций концептов
Ключевые слова: политический дискурс; концептосфера; политические концепты; средства репрезентации; структура концептов; народ; выборы президента; российские президенты; предвыборные кампании; предвыборные программы
Abstract: The article is devoted to the consideration of the means of representation of the concept “people” in political discourse. The purpose of the article is to systematize and describe these means. The article employs the method of conceptual analysis that involves a comprehensive consideration of the name of the concept — the lexeme “people”, and investigates its etymological, semantic, grammatical, and paradigmatic aspects. The method of the semantic field is used in order to systematize the representatives of the concept. The practical material of the study includes texts of the pre-election programs of the 2018 presidential election. The investigation of the etymology of the word clarifies the modern semantics of the word in many ways. The analysis of the grammatical semantics of the word shows that the people are elevated to the status of the main participant in politics from whom important political decisions are expected. The paradigmatic connections of the concept name reveal the basic specificity of the concept. The addresser ↔ addressee relationship mainly determines its structure and content. The paradigmatic structuring of representatives in terms of denotative correlation and the synonymic and antonymic connections of the concept name demonstrate the fragmentation of the concept. The addresser of political communication does not mostly appeal to the people as a collective body, they demonstrate interest in different social groups (by profession, age, social status), as well as to each person individually. Thus, the concept “people”, being the key (basic) concept of political discourse, occupies a special place in the political conceptual framework due to its specificity. The people, being an obligatory, albeit not always direct, subject of political communication (addressee) are also the main active participant of political texts. The concept “people” is represented in the linguistic consciousness by a variety of conceptual features, in many respects complicated by the pragmatic component of its representatives (mainly by suggestive potential). The results of the study can be used to compile dictionaries of concepts, analyze and structure other concepts and means of their representation, and to develop classifications of concepts
Key words: political discourse; conceptual sphere; political concepts; representation means; concept structure; people; presidential election; Russian presidents; pre-election campaigns; pre-election programs

Для цитирования:

Карамова, А. А. Средства репрезентации концепта «народ» в текстах политического дискурса (на материале предвыборных программ президентских выборов 2018 г.) / А. А. Карамова // Политическая лингвистика. – 2021. – №5. – С. 12-20. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_01.

For citation

Karamova, A. A. Representation of the Concept “People” in Political Discourse (On the Material of Pre-Election Programs of the 2018 Presidential Election) / A. A. Karamova // Political Linguistics. – 2021. – №5. – P. 12-20. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.