Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999- 2629_2023_02_05
Аннотация: Данную статью необходимо рассматривать в рамках комплексного исследования метафор российского неинституционального медиадискурса. В статье рассматриваются различные виды конфликтного дискурса о коронавирусе, вакцинации и вакцинах, в которых на первый план выходит критика профилактических мер, принятых органами власти по противодействию распространению инфекции. Проблема анализируется на широком социальном фоне как проявление общей склонности общества к поляризации в ситуации неопределенности. Актуальность представленного исследования заключается в универсальности концептуальной метафоры в исследовании когнитивных процессов человека и выявлении отношения населения к вакцинированию против COVID- 19. Цель данного исследования — выявить ментальное представление человека по отношению к вакцинации через призму такого языкового ресурса, как метафора. Для достижения поставленной цели в основу настоящей работы были положены следующие методы: опрос и анкетирование, метод лингвистического описания, метод сплошной выборки, когнитивно-дискурсивный метод. В ходе эксперимента были опрошены 52 человека — врачи и учителя, самозанятые и индивидуальные предприниматели, обучающиеся вузов и пенсионеры. Возраст опрошенных варьируется от 19 лет до 60+. Отдельного рассмотрения заслуживают проанализированные фрагменты российского массмедийного дискурса — 8 779 комментариев под видео «QR-коды в Москве, чипизация и вакцинация…» ютуб-канала «Wyslacom» c более чем 10,2 млн аудиторией, в ходе чего были выявлены метафоры, передающие отношение зрителей к вакцинации. Несмотря на благосклонное отношение блогера к принятым мерам и подталкивающую к вакцинации эмоциональную тональность видео, в статье отражена конфронтация мнений опрошенных, где превалирующее большинство комментариев выражают негативный настрой со стороны пользователей. Данная работа представляет интерес для отечественных и зарубежных специалистов в области политической метафорологии, когнитивной лингвистики и медицины и здравоохранения
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, русский язык, медицинский дискурс, коронавирус, пандемия, когнитивные метафоры, вакцинация населения
Abstract: This article should be considered as part of a comprehensive study of the metaphors of the Russian noninstitutional media discourse. The article examines various types of conflict discourse about coronavirus, vaccination and vaccines, in which criticism of preventive measures taken by the authorities to counter the spread of infection comes to the fore. The problem is analyzed against a broad social background as a manifestation of the general tendency to polarize society in a situation of uncertainty. The urgency of the presented research lies in the universality of the conceptual metaphor in the study of human cognitive processes and the identification of the attitude of the population to vaccination against COVID- 19. The aim of this study is to identify the mental representation of a person in relation to vaccination through the prism of such a language resource as metaphor. To achieve this goal, the following methods are used as the basis of this work: survey and questionnaire, linguistic description method, continuous sampling method, and cognitive-discursive method. During the experiment, 52 people were interviewed — doctors and teachers, self-employed and individual entrepreneurs, university students and pensioners. The age of the respondents varied from 19 years to 60+. The analyzed fragments of the Russian mass media discourse deserve separate consideration — 8,779 comments on the video "QR codes in Moscow, chipization and vaccination …" YouTube channel 'Wyslacom' with more than 10.2 million audience, in which metaphors that convey the attitude of viewers to vaccination were revealed. Despite the blogger's favorable attitude to the measures taken and the video tone promoting the vaccination, the article reflects the confrontation of the opinions of the respondents, where the prevailing majority of comments express a negative attitude on the part of the users. This work may be of interest to domestic and foreign experts in the field of political metaphorology, cognitive linguistics and medicine and health care
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, Russian language, medicine discourse, coronavirus, pandemic, cognitive metaphors, vaccination of the populations

Для цитирования:

Велентеенко, М. В. Метафора как один из способов выражения отношения населения к вакцинации (по материалам российского неинституционального медиадискурса) / М. В. Велентеенко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №2. – С. 48-53. DOI 10.26170/1999- 2629_2023_02_05.

For citation

Velenteenko M. V. (2023). Metaphor as One of the Ways of Expressing the Attitude of the Population to Vaccination in the Russian Non-institutional Media Discourse // Political Linguistics. – 2023. – №2. – P. 48-53. DOI 10.26170/1999- 2629_2023_02_05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.