Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной научной статье рассматривается трансформация представлений о деньгах в медиадискурсе от советского периода до современности. Исследование строится на анализе изменений в языковых и оценочных категориях, отражающих культурные, экономические и идеологические сдвиги в российском социуме. В советское время деньги занимали своеобразное место в общественном сознании, их восприятие было связано с идеалами трудовой морали и коллективизма. Также зачастую деньги вызывали негативные ассоциации, выражая идеологические установки эпохи. С началом рыночных реформ в 1990-х годах (периода «перестройки») произошло значительное переосмысление роли денег и их репрезентации в медиадискурсе. Параллельно с формированием капиталистических устоев и рыночных отношений меняется и лингвистический портрет денег. Начинают преобладать положительные коннотации, подчеркивающие успех, личные достижения и потребительские возможности как новые ценности. Деньги же превратились в символ личной свободы и социальной значимости; при этом в сознании общественности сохранились определенные элементы традиционного мировоззрения. Статья акцентирует внимание на лингвоаксиологических аспектах, подчеркивая, как менялись ценностные ориентации российского общества под влиянием экономических и социальных преобразований.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, советские СМИ, российский СМИ, языковые средства, медиаобразы, деньги, советский период, российское общество, лингвоаксиология, ценностные оценки, историческая эволюция, русский язык
Abstract: This article explores the transformation of the attitude to money in media discourse from the Soviet period to the present. The study is based on analyzing the change in linguistic and evaluative categories reflecting cultural, economic and ideological shifts in the Russian society. In the Soviet times, money occupied a special place in the public consciousness, being linked to the ideals of labor morality and collectivism. Moreover, money often had negative associations that expressed the ideological outlook of the time. With the onset of market reforms in the 1990s (the ‘perestroika’ era), the role of money and its representation in media discourse were substantially rethought. As capitalist foundations and market relations emerge, the linguistic image of money changes. Positive connotations emphasizing success, personal achievement and consumption opportunities as new values become dominant. Money has become a symbol of personal freedom and social importance, while preserving certain elements of the traditional worldview in the public consciousness. The article focuses on linguo-axiological aspects, showing how the Russian society's values have changed as a result of economic and social transformations.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Soviet media, Russian media, language means, media images, money, Soviet period, Russian society, linguoaxiology, value-based assessment, historical evolution, Russian language

Для цитирования:

Канель, И. В. Эволюция медиаобраза денег от советской эпохи до наших дней: лингвоаксиологический ракурс / И. В. Канель. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №4. – С. 268-273.

For citation

Kanel' I. V. (2024). Development of the Media Image of Money From the Soviet Times to Today: A Linguo-Axiological Perspective // Political Linguistics. – 2024. – №4. – P. 268-273.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.